Философия: от прошлого к будущему


В.Н. Власов
Новосибирский госуниверситет

Независимо от постановки "первичного вопроса", первыми ожиданиями от философии для человека являются — поиск счастья, преодоление страдания, ориентация в жизненном потоке, обретение воли (воли как свободы, так и как внутренней силы), реализация своих возможностей. Эти ожидания являются законными, ведь, по утверждению нашей соотечественницы, теософа Е.П. Блаватской, философия и переводилась с греческого как "Мудрость Любви" и строилась как философия практическая, дающая возможность человеку стать Человеком. Философы зари нашей цивилизации являли необыкновенные примеры самореализации, выполнения в жизни основ своих учений, — Сократ, Фалес, Диоген Синопский, Платон, Сенека, Лао Цзы, Джордано Бруно, Шанкара, аль-Газали,..

Общепланетной современной проблемой философского плана признается проблема ВОЛИ, преодоления громадной, мировой недееспособности людей к непрерывно-сознательной жизни, самостоятельности мышления, полной ответственности за свои действия.

Рассматриваются фрагменты учений классической греческой философии в среде античной эпохи в соотношениях к положениям сегодняшнего дня. Следующие положения представляются наиболее интересными:

— практичность философии (напр., учения пифагорейцев, стоиков, платоников, киников), философия жизни — философия смерти (пример сознательной смерти Сократа, положения Эпикура).В настоящее время мы имеем практически полное отсутствие нефрагментарных философских систем, позволяющих практически реализовывать свою судьбу в соответствии с ними;
— независимость мышления, вся история античной Греции озарена свободой мысли, подчеркнутым уважением к рациональному, борьбой с догматизмом религиозных мифов (примеры Ксенофана, Крития, впервые показавшими роль религии, как духовного полицейского). Современный же мир являет необычайно сильное подчинение догмам (примеры идеологий, реформ и т.д.);
— создание школ, братств, утопий (Платон) как пролегомен, прообразов нового взаимоотношения между людьми на основе этики, духовно-психологического развития и знания, без насилия. Современный рационализм же являет полное пренебрежение к будущему;
— уникальный пример участия философов и влияния их на дела государства, общества, культуру (пифагорейцы через влияние членов своего братства, Анаксагор — через создание элитной культурной среды (Фидий, Аспазия, Перикл, Эврипид), просвещение, Платон — через прямые попытки реализации своей Утопии на Сицилии, Плотин — через личной влияние, Аристотель — через воспитание Александра Македонского). Современный мир отводит философам роль обслуживающего персонала, чтобы "совесть не мучила", о конструктивном участии в делах государства речи нет;
— беспрецедентное отношение, фактически особый статус ПРИРОДЫ. Примат и независимость природы от богов. Впервые поднят вопрос об основании и о приоритете этических принципов — "по природе, или по человеческому усмотрению?" Структура самой греческой философии была такова, что этика базировалась на некоторых физических принципах, например, искались особые онтологические концепты, атомы огня, сила пневмы, чтобы объяснить жизнь души, или стохастические принципы вселенной позволяли обосновать или оспорить неизбежность судьбы. Этические концепты (Ум, Любовь, Ненависть) вводились в физику. Аналога в современном мире — практически нет. Почему, позволяет ответить следующее положение.

Влияние христианства в гибриде с Ветхозаветным (еврейским) менталитетом рассматривается как все еще скрытые пружины "пикирования" цивилизации:

— проблема теодицеи (оправдания зла). В античном обществе стоиками подробно анализировался этот вопрос, но в целом проблема сводилось к необходимости индивидуального преодоления отрицательного в себе, достижению мудрости. Христианство, перевернув все, взяв черты национальной обиды еврейского этноса, понимая себя как религию "страдающую" (Христос страдал и мы должны; не спасешься, если не покаешься, не покаешься, если не согрешишь, и т.д.) начинает противопоставлять "хороших себя" — какому-то большому всемирному злу, причине страдания. Мировоззрение начинает вращаться в черно-белой троице "Бог-Человек-Дьявол";
— вера прежде разума ("Веруй, а не думай!", Св. Фома Аквинский);
— "богоизбранничество" ("При всей скромности христианина, он настолько заносчив, что весь Универсум считает вращающимся вокруг своей особы", Л. Фейербах);

В результате мы получаем отторжение от Природы сначала в мировоззрении, потом в науке и технике. Экологические проблемы как результат нашего психологического отвержения ее. Тупик физики, как сведенной к математическим, лабораторным моделям (вариант математизированного природо-непонимания). Кризис социальных наук в отсутствии гармонического единства космо-природных и общественных явлений.

Заключение, "вечные вопросы":

— в чем искать опору индивидуально и глобально? Нужно ли возлагаться на кого-то, и как к этому "возложению" относится? (Ср., Будда Гаутама: "Не ищите опору ни в чем, кроме самих себя")
— что современная философия могла бы при этом предложить, и нужно при этом что-то от нее ожидать? Философия только для сильных? Могут ли столпы современных теорий, получивших разной степени психические нарушения, служить образцом для подражания (напр. Конт, Спенсер, Вебер, Ницше)?.

Мы живем на сломе старого мира, меняются не только социумы и персоналии, меняются параметры и константы нашего физического мира. Мы уже начинаем жить в мире другой реальности. Абсолютно необходимой является философия для Нового Времени. В синтезе науки, искусства, религии (имеется в виду "языческий" аспект религий, их космосвязность) и этики, как практической реализации всех измерений творческой жизни. Признается субстанциальность Сознания, как особой связи индивида и Природы. Признается качество сознания, как параметр рентабельности Человека и Человечества для Природы. Ищется возможность создания философии "разомкнутой на весь Живой и Сознательный Космос", “конвертируемой" по отношению к Ино-разумам и Иноцивилизациям.

Перечисленный список задачи-максимума философии необходимо, из поставленных проблем, должен опираться как на достижения своих лучших исторических образцов, так и на "философские дары" людям от других миров, если мы ищем контакт с ними. Вопрос движения философии навстречу к таким системам — вопрос выживания самой философии. Как перспективными и близкими к поднятым "вечным" и новым вопросам философии признается Учение Живой Этики, Теософия, Системы "Четвертого Пути" Г.И. Гурджиева. Но это уже задачи дня следующего...