Таинственное пятно на Юпитере

Роберт Рой Бритт,
научный обозреватель, SPACE.com Exclusive

Астрономами обнаружено на Юпитере, вблизи его экватора странное — очевидное и необъяснимое — черное пятно. За неделю изображение этого объекта обошло весь земной шар по интернету, — а озадаченные исследователи ломали голову, пытаясь понять, что же это такое.

На втором изображении, полученном через день другим фотографом, было еще одно черное пятно, похожее на первое. Второй снимок лишь усугубил тайну. Поначалу некоторые астрономы не могли понять, один ли и тот же объект изображен на этих двух снимках. Как выяснилось — нет. Исследователи говорят, что на втором фото отражен момент прохождения одной из лун Юпитера по диску планеты. Таким образом, эти две фотографии — любопытный пример совпадения. Далее приводится история этого недавнего открытия — как бы закулисный взгляд на то, что происходит, если астрономы находят что-то неожиданное в век Интернета.

Пятно урагана

Известно, что в сложной атмосфере Юпитера образуются недолго живущие пятна, вихри, облака самых разнообразных видов. Многие из них красочны; часто они яркие, иногда — темные. В частности, пятно, о котором идет речь — очень темное и — больше по размеру, чем многие замеченные ранее.

Первый снимок черного пятна был сделан 19 октября Оливером Микерсом, астрофотографом. Через интернет изображение было распространено среди астрономов по всему миру. Большее внимание фотографии было уделено после того, как об этом упомянул астрономический информационный бюллетень. Эксперты были просто зачарованы.

Микерс, член Астрономической группы в Спа (Бельгия), сообщил SPACE.com, что не знает, что послужило причиной образования пятна. Жан-Люк Дигайе, основавший европейскую любительскую астрономическую организацию под названием ЕвроАстро Ассоциация, обсудил проблему странного пятна с Джино Фаррони из Французского астрономического общества и Эммануэль Жеин, штатным астрономом Европейской Южной Обсерватории.

"Черное пятно, сопровождаемое по крайней мере одной вихревой структурой, можно видеть неподалеку от Большого Красного Пятна", — сказал Дигайе. Большое Красное Пятно Юпитера — это колоссальная облачная структура, похожая на циклон необычайно больших размеров, бушующий на протяжении примерно трех столетий. На двух фотографиях, сделанных Микерсом в разное время на протяжении одного дня, новое пятно — темный круглый объект, расположенный ниже и правее Большого Красного Пятна.

Это не тень

В своем e-mail-интервью Дигайе сообщил SPACE.com, что динамика атмосферы Юпитера, со своей конвекцией и сияниями, производящая сильнейшие ветры и изменяющая воздушные массы, изучена плохо. Дигайе сказал: "Наблюдаются пятна различных оттенков, что зависит от химического состава газов, вовлеченных в этот процесс. Вихревые потоки указывают на газообмен со смежными атмосферными потоками, скорость которых в экваториальных зонах всегда очень велика." Эти потоки, образующие знаменитые полосы Юпитера, двигаются с разной скоростью. Неизвестно, является ли это пятно чисто атмосферным явлением или оно было порождено каким-либо инородным объектом, хотя последнее сомнительно. В 1994 г. удары фрагментов кометы Шумейкера-Леви 9 образовали в атмосфере Юпитера огромные черные "рубцы". Но на сей раз астрономы не сообщали о наличии какого-либо объекта, который мог бы стать причиной образования пятна. Юпитер светит отраженным солнечным светом. Тени от четырех огромных спутников Юпитера также могут создавать пятна на облаках планеты. Астрономы проверили графики прохождений лун и, проведя три независимых исследования, исключили их, как возможную причину появления пятна на снимке Микерса.

Тайна углубляется

Затем появился второй снимок, сделанный Эриком Нэ из Гон-Конга 22 октября. На нем имеется темное пятно, примерно в том же месте, что и странное пятно на фотоснимке Микерса. Нэ сказал SPACE.com, что пятно на его снимке — Ганимед, который выглядит очень темным по сравнению с яркими юпитерианскими облаками. Дигайе первоначально посчитал это невероятным, поскольку местонахождение спутника наложилось бы и на загадочное пятно на снимке Микерса.

"Этого не может быть!" — сказал Дигайе о такой возможности.. Но была и другая информация, которая, очевидно, не была принята во внимание. Другие астрономы, участвовавшие в e-mail-дискуссии, согласились с предположением, что пятно на снимке Нэ — это Ганимед — не его тень, но сам спутник, — возможно, случайно расположенный над странным пятном, запечатленным на снимке Микерса. Такой вывод содержится в обсуждении данной проблемы членами Американской Ассоциации наблюдений за лунами и планетами (ALPO). Тем не менее, скоро стало ясно, что имеется и совсем другое объяснение. Джефф Гаэрти, сотрудник Королевского Астрономического Общества в Канаде, отметил, что, так как воздушные массы Юпитера движутся с различной скоростью, как раз к тому времени как Нэ сделал снимок, пятно Микерса переместилось и приобрело явно менее заметные форму и оттенок. Когда Гаэрти читал первоначальный вариант сообщения, его внимание привлекла явная похожесть снимков. Позже Нэ согласился с предположением Гаэрти. Все-таки это не раскрывает тайны появления загадочного пятна, обнаруженного Микерсом. Другой достаточно компетентный наблюдатель считает, что образование темных пятен в атмосфере Юпитера — не такое уж редкое явление, как считают астрономы. Тем не менее, ученые мало осведомлены о природе возникновения данных пятен.

Посмотрите сами

Между тем, для изучения этого пятна наблюдателям доступен лишь короткий временной промежуток. Юпитер встает на востоке около 3:30 утра местного времени и к рассвету поднимается до зенита. Но, так как он вращается, полушарие, в котором находится новое и, возможно, уже бледнеющее пятно, не всегда обращено к Земле.

"Было бы интересно понаблюдать за эволюцией этого вновь обнаруженного пятна, которое, возможно, все еще видно в простые астрономические инструменты — с разных точек, с разных долгот Земли — таким образом некоторые наблюдатели могут всегда находиться в более выгодном положении, когда видно интересующее нас полушарие Юпитера", — сказал Дигайе.

Юпитер виден невооруженным глазом. В восточном предрассветном небе он выглядит как очень яркая звезда. Фактически, он намного ярче всех звезд, и тут не ошибешься. В бинокль или небольшой телескоп около этой гигантской планеты можно рассмотреть до четырех светящихся точек. Это так называемые Галилеевы спутники. В недорогой телескоп, с зеркалом около четырех дюймов (10 см), можно увидеть главные облачные пояса Юпитера. Для того чтобы разглядеть более мелкие детали — как например, недавно найденное необычное черное пятно — необходим, как правило, любительский телескоп с размером зеркала побольше.