Под небом Уймона

Очерки истории строительства музея Н.К. Рериха


О.Е. Аникина

7

 
Советую быть сердечно готовым исполнить Указ Учителя. Иногда требуется движение, которое не может быть явлено. На горних путях нельзя идти ни налево, ни направо, но лишь прямо; нельзя соскочить в пропасть, ни вскарабкаться на отвесную скалу — путь один, и сверху видно назначение.
"Сердце", 521.

В пору подготовки строительства открыто заявлять о планах "познания высших законов" было нельзя; хотя, как теперь утверждают "новые" социологи, "КГБ было посвящено в обстоятельства распространения Учения и почти благоприятствовало этому как религиозной идеологии, близкой коммунистической". В действительности дело обстояло гораздо сложнее, потому что силен все-таки был партийный идеологический прессинг, давая все основания для проявления осторожности. Говорить о Звенигороде значило бы говорить о Рерихах — мистиках, что исключалось в атеистической стране, в которой (тем более или тем не менее) присутствовала церковь. Идея создания мемориала носилась в воздухе, но успех ее осуществления зависел в конечном итоге от потенциала духа людей, бравшихся пророчество претворять.

Музей становился фокусом, где сходились главные устремления мистиков. Чтобы понять, что происходило на Алтае, надо рассматривать его на фоне мистической карты мира, прежде всего, конечно, имея в виду, что представляла собой мистическая Россия. Панорамой фактически становился весь мир, потому что Уймон был особой точкой на его мистической карте. По сути, там во многом решалась судьба планетарного будущего.

Невероятную остроту и сложность приобретал вопрос чистоты устремления, чистоты восприятия на Земле священного знания и живой сущности духа Христа как высочайшей и исключительной духовной манифестации.

Именно поэтому для всего движения строительство становилось чрезвычайным обстоятельством, инстанцией, в которой сознательно или бессознательно проявлялись и ревизовались все, а результат усилий мистически вырастал из качества поведения каждого, имея силу абсолютного.

"Побуждения, которые со светской точки зрения могут показаться искренними и достойными внимания, являются себялюбивыми... Высочайшее стремление к общему благу окрашивается себялюбием, если в уме филантропа скрывается тень желания выгоды для себя или наклонность к несправедливости, даже если таковая существует в нем несознательно, — предупреждал в свое время Махатма Кут Хуми. — Главная цель Теософического общества не столько удовлетворять индивидуальные устремления, сколько служить человечеству вообще".

Учитель Мория предупреждал также: "Особое добро преследуется как бы особенным злом". В сущности, это и стало причиною (или в том числе) исключительной напряженности разворачивающихся событий. Все эпическое получало свою острую драматургическую сторону: "Оккультная наука имеет свои методы изысканий, такие же точные и деспотичные, как и методы ее антитезы — физической науки", — сказано в "Письмах Махатм".

"Духовная истина подобна небольшому центру, вокруг которого сгрудилась масса ошибочных психических фактов и данных; иногда пораженными оказываются даже области, наиболее близлежащие центру, — предупреждал Шри Ауробиндо, — ...проникнув за вуаль, вы попадаете именно в эту "психическую область". Не более одного процента людей способны, благодаря своей ментальной чистоте, пройти данную область на пути к высшему, — их ментал не задерживается на ее объектах для того, чтобы получить удовлетворение. Здесь таится опасность, мощное давление. И чтобы устоять перед ним, нужно быть очень сильным, и помнить об истинной цели".

В таком контексте история строительства не только не могла, но и не должна была быть легкой: строительство становилась своего рода МИСТИЧЕСКИМ ТЕАТРОМ, площадкой разоблачений — кто есть кто по абсолютной шкале показаний "чувствительного и тончайшего механизма оккультного Космоса". Ничего случайного в происходящем, конечно же, быть не могло. В "Мире Огненном" Учителем сказано:

"При космическом преображении пространство реагирует на каждую вибрацию. Именно события нагнетаются как вещество при химической реакции. Пространственный Огонь начинает собирать новые силы, но подземный огонь хочет пробиться..." ("Мир Огненный", III, 311).

Мистики, проявляющиеся в сознательной ориентации и деятельности в нетрадиционных духовных принципах, не являются монолитным объединением, обозначаясь множеством энергетических потоков, а "на поверхности" — так или иначе оформленных эгрегоров, организаций или групп со своими писаными и неписаными уставами, определяемыми силой устремления, чистотой восприятия идей Высочайшего Откровения, степенью внутренней свободы и необусловленности ничем внешним.

"Перед нами лишь два пути, и ни малейшей возможности компромиссов" — важное замечание Махатм, как показывает время, большей частью рериховцев расценивается лишь как условное и относительное. Между тем "Письма Махатм", появившись в 1880 году, были мощной преамбулой к "Тайной Доктрине" и "Агни Йоге" — Знанием, выданным в мир во всей силе его непреложности.


Перейти к оглавлению