Под небом Уймона

Очерки истории строительства музея Н.К. Рериха


О.Е. Аникина

22

Памятный разговор о музее, частично записанный, состоялся как-то летним вечером 1998 года в Академгородке. Приехавший в Новосибирск из Самары с выставкой копий картин Н. К. Рериха Александр Витальевич Шадрин (кстати сказать, приглашенный в Новосибирск Ю. М. Ключниковым) интересовался общинами, говорил о них и расспрашивал на этот счет новосибирцев. В конце концов зашла речь об алтайском музее, его строительстве и извлеченном опыте той поры.

О многом принципиально важном рассказал тогда собравшимся Алексей Николаевич; есть возможность привести разговор в некоторых его частях почти дословно. Возвращаясь к событиям двадцатилетней давности, он сказал, в частности, следующее:

"Была угроза распространения на Алтае Учения только во внешнем плане и фактической подмены его так называемым Провозвестием Параклета. В Москве в этой связи формировался центр по созданию Храма Параклета. Вся эта линия вела глубоко в иудаизм... Под видом интереса к Агни Йоге, под видом ее якобы продолжения идет борьба с Учением.

Агни Йога — цельное Учение, оно дано не на века, оно дано на тысячелетия. И когда я слышу, что Агни Йога устарела, меня шок берет...

И поэтому я не угоден и перечеркнут стал. До сих пор. Я когда-то приходил к Н.Д.Спириной, говорил с ней. Она просила дать основные мистические точки Алтая для Нью-Йоркского музея: "Дайте характеристику того и этого, дайте то, дайте это. Я слушал, слушал и говорю: только тогда, когда получу от Нью-Йоркского музея характеристики мистических точек Запада, Калифорнийских структур свечения и т.д. С этого началось расхождение со Спириной...

В результате начались комиссии... Подозревали, что мы наживаемся на строительстве, когда мы свои зарплаты вкладывали. Говорят, вы, наверное, 250 тысяч вложили. Нет, мы затратили 30 тысяч... Потому мне влетело на всю катушку, что я не продал и не расшифровал ребят. Они читали Агни Йогу, они строили. И нигде, ни в чем не стали уступать... Сколько машин мусора нам пришлось вывезти... Нужно было все кострами прожечь...

Возникает глубинный вопрос об Агни Йоге в Сибири...

А. В. Шадрин: Но борьба приносит вред. Почему вы не признаете Абрамова? Очень многое объясняют статьи Шапошниковой.

А.Н. Дмитриев: Ничего они не объясняют. Я читал, анализировал, исследовал, наводил справки...

А. В. Шадрин: Нас должна объединять реальная работа.

А. Ф. Победина (открывает книгу писем Елены Ивановны и цитирует): "Возможно ли в настоящее время объединение всех оккультных организаций? — Нужно не внешнее объединение, а гармонизация сознаний, которая не может осуществиться в одночасье. Такое объединение требует общую основу высокой нравственности и полное признание единства иерархического начала, следовательно и преданность, которая учит нас прежде всего распознаванию ликов. Но хаотическое смешение самых разнообразных элементов только потому, что они наклеили себе ярлык Агни Йоги, недопустимо. Нужно и должно терпимо относиться к редким доброкачественным группировкам, но незачем непременно садиться за один стол. Зачем устраивать искусственные взрывы, комбинируя несочетающиеся элементы? Нельзя объединять овец с тиграми, нельзя всех собирать в одну кучу. Неужели бесформенное объединение есть цель даваемого Учения? Природа — наш лучший учитель, и потому надо лучше присматриваться, как, вмещая все, она в то же время гармонично и целесообразно подбирает свое соседство во всех царствах своих. Есть растения, которые никогда не будут расти вместе и в то же время каждое из них полезно на своей почве. Но будучи насильственно посажены в таком соседстве, они утрачивают свою полезность и вырождаются. Следует оберечься от вырождения через недопущение ядовитых соседей".

А.Н. Дмитриев: В старших книгах Агни Йоги везде подчеркивается трудность этого направления. Сейчас есть некоторые версии, чтобы облегчить. Но облегчить — значит выхолостить реальное отношение к самому Учению, и к самому себе, движущемуся в этом Учении. Все хотят свечки, торшера зеленого и комфорта. Учение, говорится, не орешки в сахаре. Как только человек немного знакомится с Живой Этикой глубже, начинает подогреваться. В то же время он автоматически сознательно или бессознательно называет себя агни йогом. Он остается в группе и вместо того, чтобы дальше проходить в центр Учения вплоть до процесса трансмутации, до физиологического и психофизического результата, начинает на группу смотреть: а кто как выглядит. И тогда начинается экстерризация внутренних проблем. Начинается межгрупповое биение. Это прекрасно знают темные, это очень хорошо организованная сознательная группа, и она очень хорошо эксплуатирует это свойство. Совсем немного надо, чтобы, как мы говорим, поссорить эти группы. Спасибо Спириной, она мне, молодому, подсветила содержание "Аркан Скул"...

А. В. Шадрин: Кто родоначальник направления?

А.Н. Дмитриев: Это фонология, это большие Арканы Таро, это каббала.

А. В. Шадрин: Но ведь это тоже тайное знание, еврейское.

А.Н. Дмитриев: Нет, никакое оно не еврейское. На самом деле халдейское, вавилонское и т.д. Но оно на самом деле тайное, а не то знание, которое публикуется сейчас в 20 тысячах экземпляров.

А. В.Шадрин (перебивает): Карты, которые издают...

А. Н. Дмириев: Те, кто издают, перебивают внимание людей, которые занимаются арканологией. Поймите, что сейчас эта психологическая карусель закручена очень сильно несознательными людьми, для того, чтобы извлекать пользу из той или другой категории увлекающихся людей.

На самом деле и таким образом тоже идет борьба с Учением. И в Учении говорится, что темные облики явно и тайно сопротивляются. Мы имеем одни образцы сражения, а тайные сражения чаще всего разворачиваются в структурах внутри Агни Йоги. Говорят, что не так страшны те враги, которые создают помехи внешние, как те, кто идет под нашими молитвами, прикрываясь Учением. А Агни Йогу, получается, вроде бы и не обязательно читать.

В. Н. Дмитриева: То говорят, что она устарела, то — очень сложная, еще рано читать...

А.Н. Дмитриев: Утверждение, что Агни Йога — не самый большой свод мудрости, я услыхал еще от Надежды Михайловны, описанной Сидоровым в 1971 году... Мы говорим и ведем беседу в более общем контексте — о том, какие тенденции глобальные, тотальные внутри Агни Йоги. Она является сейчас на смену религиям всему человечеству, поэтому все структуры, в которых магниты заложены — и религиозные, и социальные — активизировались..."

 

По иронии судьбы именно В. Сидоров в "Знаках Христа" в главе, посвященной Алтаю и поездке туда со своими наставницами, заявлял: "Алтай предназначен для будущего, но так как об этом знаем не только мы, но и темные, то они делают все, чтобы уничтожить базу для будущего. Поэтому как бы предопределено, что главный накал битвы света будет здесь — на Алтае. Поэтому мы обязаны быть особенно бдительны ко всему, что происходит на берегах Катуни, ибо все, что здесь происходит, решительным образом скажется на равновесии Земли".

Интересно, как складывались и переплетались судьбы представителей эгрегора и, в частности, людей из ближайшего окружения Сидорова: А.Л.Никитин пишет в "Мистиках...": "О судьбе Белюстина, попавшего под трибунал и приговоренного к 10 годам лагерей, ничего не известно. Дорогову, пережившую два ареста, одну из немногих миновала трагическая судьба репрессированных: она пережила два ареста, в 33-м и 35-м году, причем оба раза содержалась во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке. В последний раз она была приговорена к ссылке в Мордовию, после которой ее неминуемо ожидали московские лагеря, но уже с этапа была возвращена с "зачетом срока" и с тех пор до самой смерти вела мистические кружки по оккультизму".

Никитин "подает" факт бесстрастно, как факт вообще. Но, имея в виду и раздумывая над "замечательным" признанием М. В. о свойственной ей личной неуязвимости в острых ситуациях и об обилии вокруг нее жертв, можно утвердиться в большой значимости признания, т.е. в его буквальности и трагическом подтексте.

По-видимому, удачливость и неуязвимость были тем даром, которые незаконно давались какими-то силами в дар их заложнице.

Характерно и то, что жизненный путь почти всех других членов этого эгрегора был не свободен от странных и настораживающих обстоятельств. О факторе опасности, о необходимости настороженности А.Н. Дмитриев предупреждал Валентина Митрофановича Сидорова, не воспринявшего совет. В разное время обстоятельства, сопутствующие деятельности кружка Дороговой, образовали целый трагический ряд: при загадочных обстоятельствах в расцвете сил умерла в Болгарии Людмила Живкова; рано суждено было умереть и самому Сидорову, практиковавшему открытие центров по "технологиям" Марии Вадимовны. Ясновидящая Ванга, узнав о смерти Л.Живковой, в растерянности повторяла: "Она не должна была умереть..." Сама же Мария Вадимовна на закате дней "тяжело заболела", как осторожно писал об этом Сидоров, и не в силах была кого-либо видеть. В действительности это была болезнь сознания — сумасшествие — результат "опасной игры" как классический и непременный эффект и следствие нарушения священных оккультных табу.

Из опыта многих сибиряков, в том числе из рассказов самого А. Н. Дмитриева известно множество очень серьезных свидетельств "опасной игры", опасных действий Марии Вадимовны и ее окружения, до прямой жесткой агрессии при прямом нарушении заповеди невмешательства в чужую карму...

Дорогова считала, в частности, что Дмитриеву нужно было подняться из низших сфер Белого потока, то есть выйти из пределов давления на дух тела, природы. Эта, казалось бы, узкая сторона ее воззрений на деятельность Алексея Николаевича носила в действительности характер разногласий глобальных.

Сам он рассматривал природное начало как божественное: природа, т.е. такая же данность на Земле, как и дух, — была подчинена на Земле интеллекту, подавляема. Отсюда пошло разрушение планеты, повлекшее столь тяжелые результаты.

Смысл рассказа и упоминаний об этом сводится, в общем, к тому, что события, связанные со строительством, имеют подтекст, убеждая в огромности тайных и явных противодействий и огромной оккультной сложности происходящего вокруг строительства как части деятельности Алексея Николаевича и его единомышленников по привлечению на Землю новых энергий — через ее разгерметизацию — для создания новых возможностей, новых сценариев жизни.

Неудивительно поэтому, что и Академгородок, и Уймон привлекали множество лиц, в том числе очень известных, например, художника Б. А. Смирнова-Русецкого, представителя группы "Амаравелла", о приезде которого и отношении к происходящему тоже существуют интересные записи.

В то время, когда Марии Вадимовне мерещился среди Алтайских гор храм, "напоминающий очертаниями православный собор, в котором соединятся все духовные течения", Алексей Николаевич видел Храм Сердца, отданного космическому знанию, очищенному от догм. В 90-х годах ХХ века в известной публикации "О варианте будущего" он предупреждал: "Жизненно необходимо обратиться к Провозвестию ХХ века — Учению Агни Йога. Учение это является качественно новым знанием, а значит, и мышлением и чувствованием, которое предназначено для выживания в экстремальных условиях". Имелись в виду надвинувшиеся глобальные перемены на Земле, обусловленные сменой господствующих стихий: была ЭПОХА ВОДЫ, наступает ЭПОХА ОГНЯ.

Через деятельность Дмитриева и всех людей, оказавшихся на строительстве и так или иначе способствовавших ему, и благодаря ей, в 70-е годы у всей страны была последняя уникальная возможность плавного вхождения в новый виток и уровень бытия, шанс принятия Высочайшей Помощи, проводниками которой, несомненно, были и уймонские строители. Помощи, в очередной раз не принятой.

В 90-х годах, уже в кризисной стране и во время кризиса А. Н. Дмитриев предлагал "скорректированный" временем и всем происшедшим "вариант будущего", настаивая на интенсивном и честном поиске паритета с природой с учетом ее возможностей и требований, общечеловеческой мобилизации знаний и деятельности по выживанию в экстремальных условиях; глубоком синтезе "отсталых" и передовых идей с целью организации нового вида знания и деятельности.

При всех неизбежных "снижающих" подробностях земного воплощения, которые усмотрели некоторые зоркие наблюдатели, есть вещи ключевые для характеристики и понимания работы и жизни А. Н. Дмитриева: обращение к Агни Йоге как к величайшему из Учений при умении синтезировать все найденное и выстраданное людьми, рассказавшими о четвертом пути, решимость встать на этот путь и идти твердо, не останавливаясь, доверяя ему и на нем обозначенным вехам. Говорить о практике Дмитриева — значит говорить о практике сознательного продолжателя гурджиевской традиции с его идеей прямого вертикального пути как жесткого, но и эффективнейшего, быстрейшего, предполагающего кратчайший способ познания жизненных связей. Именно использование гурджиевских принципов ставят ему так или иначе в вину как неоправданно жестких. Пусть так, но кто и что смог противопоставить этой "неоправданной" жесткости, о чем говорит и как судит сама наша история? Кого следует упрекать в том, что Россия захлестнута бедами? И если есть основания упрекать, то упрекать нужно людей, способных к ответственности, то есть людей духа. И не в излишнем ли в их деятельности самощажении? В Живой Этике сказано категорически: "Без особых мер твердь не выдержит". Гурджиевские принципы — это прежде всего принципы высокого героизма, и в этом смысле они смыкаются с принципами Агни Йоги.

"Как ответственнее нести синтез в сравнении со специальностью! Утвержденный водитель знает все радости, все вмещения синтеза, но в то же время он знает ношу всех проявленных и непроявленных огней. Эти вековые наслоения отлагаются в чаше как огненные наслоения, потому несущие огонь синтеза уявляются как несущие бремя веков. Ибо специалист, имея постоянный канал для отвода своих энергий, редко обременен, но несущий огонь синтеза есть бушующий океан энергий" ("Мир Огненный", III, 74).

Существует красота бесстрашия, красота достижения. Именно Агни Йога говорит об исключительной трудности пути человека, несущего огонь синтеза. Личности, способные к действию, способные "свидетельствовать кровью", чаще всего попадают под удар как якобы компрометирующие сами устои Учения.

Кто-то из великих индусов говорил также: "Каждая духовная традиция, путь имеет собственный центр притяжения. Ни одна из духовных традиций не представляет всех воплощений Бесконечности. Одно проявляет себя во многих истинах, соответственно различным временам и потребностям. Так же как язык, обладая гениальной степенью коммуникации, достигает наивысшей силы, если приводит к безмолвию. Практика духовного пути, как и его теория, может осветиться светом, идущим от другой традиции. Самое главное в религиозной практике — находиться в состоянии духовного поиска, движения. Сказано также: "Не может человек ничего принимать на себя, если не дано ему с неба".

Если человек отказывается от всех своих поверхностных личин ради служения Сути, он устанавливает мост отсюда Туда. Хотя путь не есть цель, человек может легко и слишком крепко привязаться к определенному пути или учителю. Особенно, если он активно не приемлет других учителей, он совершает грех по отношению к Святому Духу... Таким образом люди все равно практикуют идолопоклонство".


Перейти к оглавлению