Под небом Уймона

Очерки истории строительства музея Н.К. Рериха


О.Е. Аникина

16

 
Приближение бесконечно, так же, как и поражение. Но не многие различат, где победа и где поражение. Нужно знать связь духовного роста с победой над тьмою. Тьма может давать Майю благополучия, когда Свет может утвердить потрясение. Каждый стремится по кратчайшему пути, но кто же умеет вообразить наилучшие достижения?
"Иерархия", 445.

Предпринятая попытка апелляции инициативной группы строителей к партийным верхам, ни с кем не согласованная, была чистым безумием и с точки зрения бдительных партийных идеологов, усмотревших в ней, как и во всякой инициативе, прежде всего крамолу, "нечто общее с умыслами Голанского и Даниэля", и с точки зрения большинства администраторов, позитивных ученых, презиравших Блаватскую и иже с ней, и с точки зрения "здравомыслящих" рериховцев, собственными руками создавших на строительстве обстановку кризиса, причиной и результатом которой и было письмо наверх, "через все головы" (официальных лиц Сибирского Рериховского общества) — как единственной оставшейся возможности спасти дело и не предавших его людей.

Эпизод с письмом, обернувшийся жесточайшим жизненным испытанием для всего актива участников строительства, не говоря уже о двух его главных авторах — А. Дмитриеве и Ю. Ключникове, — стал частным случаем тезиса Кьеркегора:

"Единица — та категория, через которую должны пройти в религиозном смысле наше время, история, род человеческий. Если бы мне предложили выбрать себе надпись на могиле, я бы не просил ни о какой другой, кроме — единица. Если эту категорию еще не поняли, то поймут со временем. Но категория единицы — не предмет преподавания, она — этическое средство, применение которого требует большого мастерства, связанного на практике с опасностью, а иногда даже грозящего жизни того, кто ее применяет".

Дневники Алексея Николаевича показывают всю меру проявленной ответственности:

"...Если ты решился идти прямиком к вершине, что тебе до замысловатых узоров троп. Привыкни к истине: каждая встреченная тропа лежит поперек твоего пути. И как мало троп, верных вершине, и как много троп ведет в обход. Хорошо, если уверен в знаках вершинных троп, но как узнаешь их, если идешь без проводника?! Зачем идти? Если услышишь зов вершин, не сможешь не пойти. Но знай, что особенно широкие и утоптанные тропы петляют между вершинами и незаметно снижают путника... Услышав зов своей вершины, иди напрямик, даже если ты без проводника, не бойся погибнуть, может статься, что тело (вещественная часть тебя) останется где-то там, располосованное жреческим ножом скал, но пылающая верность вершине в непрестанном биении космического пульса радужным венцом осенит заветную цель — сердце твоего бессмертия!..

И вот сейчас, при загадочным звоне синевы неба Уймона, просовываю всего три цветка в эту узкую щель. Шатается камень под ногами. Почему именно сюда, зачем эта бравада, спросишь? Именно сюда и отсюда, во все стороны — вверх и вниз — Красота положила печать своего совершенства. Да, здесь, где преданность Красоте плодоносит торжественностью Гармонии, стоят стражи Красоты. Здесь на грани срыва сознания и расплавов экстаза царственно покоятся знаки Власти Красоты.

Но не ходи сюда, если ты не приносил цветы — некупленные цветы в эти малодоступные места... Это ничего, что я худ и обветрен, оклеветан и голоден, кое-как одет и очень устал. Ведь из года в год, из боли в боль, из радости в радость, из напряжения в напряжение я переливаю себя в служение причинам Красоты. И учил я всего лишь Красоте, но они не поняли, высмеяли и отвернулись. А те, кто что-то понял, просто не выдержали, ибо не владели тайной некупленных цветов. Это ничего, что от холода цепенеют пальцы, и напряжение схватило болью виски. Я допишу сагу о цветах и не нарушу обет служения Реальной Красоте здесь, там и всюду..."

Запись датирована 1987 годом; к этому времени уже пять лет прошло со времени завершения строительства музея, надолго оказавшегося сиротой при живых родителях. В Академгородке, разумеется, помнили о нем.

Осенью 1986 года музей снова попал в поле зрения редакции газеты "Наука в Сибири". В большой обзорной статье говорилось:

"В 1981-82 гг. строительство завершалось: шло художественное оформление здания, тщательно выполнялись требования областного краеведческого музея — ставилась противопожарная сигнализация, металлические решетки, отделявшие помещение от основного хранения.

Но осенью 1982 г. здание по акту не приняли и музей не открыли, хотя он уже работал явочным порядком. Был составлен сценарий экспозиции и тематико-экспозиционный план.

Весной 1983 г. его утвердил ученый совет областного музея. Только за январь-август 1983 г. "Дом Рериха" посетили 830 человек. Его сотрудниками тогда же было прочитано 12 лекций, проведены 41 экскурсия, 4 тематических вечера. О доме-музее все чаще говорила печать, в том числе и центральная. В 1982 г. областной совет по туризму принимает решение открыть на Алтае автобусный маршрут 317 — "Рериховский".

1983 год стал для сотрудников музея самым насыщенным событиями. Областной краеведческий музей берет его наконец — филиал ведь! — на финансовый подотчет, начинает платить зарплату сотрудникам по своим ведомостям...

А в августе того же года Горно-Алтайский облисполком "вдруг" принимает решение: открыть в доме-музее филиал Усть-Коксинской централизованной библиотечной системы, а всю коллекцию (в том числе дары болгарского и нью-йоркского музеев, фотографии, литературу о Рерихах) передать в фонды областного краеведческого музея.

Буквально через день из Горно-Алтайска выезжает грузовик, на него укладывается вся коллекция, собранная в Уймоне — и передается в фонды областного музея, где по сю пору нет не только экспозиции, но и строчки о пребывании Рериха на Алтае (факты, верные на 1986 г.)

В Горно-Алтайске в областном музее объяснили это так, ссылаясь еще и на состояние противопожарной безопасности: "В Уймоне строители видоизменили местонахождение дома и планировку второго этажа, поэтому он перестал быть мемориальным. Не было ни одного подлинника, ни одной личной вещи Рерихов, — значит, не было и основания открывать там музей".

Передав музей библиотеке, спешить сразу перестали. Областному краеведческому музею понадобилось три года, чтобы составить новый темплан, теперь уже чисто краеведческого толка. Только в канун нынешнего года (1986-го. — О.А.), не вытеснив библиотеки, открылся филиал облмузея, но величина открывшейся экспозиции не так велика: немногое вернулось из Горно-Алтайска — из драгоценного багажа того грузовика.

Теперь злосчастный музейный маршрут стараются изменить, провезти автобус, не заезжая в село. Стыдиться есть чего: неведомые вандалы сорвали со входа резного "коня счастья" и спилили с крыши шпиль со "Знаменем Мира"... Валентина Смирнова (к этому времени — уже бывший директор музея. — О.А.) с горечью обронила фразу: "С 1983 года не была там ни разу". (Журналист не стал спрашивать, почему. — О.А.)

В общем, итоги были печальны: "Закрыли, не открывая, фактически работающий мемориал Рериха, открыв в Верхнем Уймоне филиал областного краеведческого музея. Чтобы не нарушать буквы указаний свыше? Неужели только перестраховка стоит за решением облисполкома, предоставившего дом под библиотеку?" - задавался в статье многочисленными вопросами журналист.

Из дневника Сергея Смирнова:

"Стройка началась по эскизам Л. Цесюлевича. В августе произошло дальнейшее развитие идеи — мы отошли от эскизов, основываясь на следующем: зачем создавать музей с явным этнографическим уклоном, когда его можно строить не только выставочным, а "живым", стремящимся работать в духе деятельности семьи Рерихов? Практическим продолжением этого явился большой зал 2-го этажа, который мы долгое время называли "картинной галереей".

Таким образом шло строительство. Одни работали на музее, другие помогали материалами из Новосибирска. Заработки уходили в основном на питание и на нужды стройки (как редкий случай давали деньги на дорогу). Я, например, совсем отвык от денег. В основном все работы были сделаны собственноручно. Здесь стоит отметить местного плотника Будюка Алексея Михайловича, — нашего учителя в деле стройки. Во многом внешний вид здания обязан ему.

1 декабря 1979 г. приехали представители Оргкомитета, в том числе и Л. Цесюлевич. Основная цель приезда — рассмотреть вопрос о проекте музея. К этому времени была готова коробка музея и половина крыши. Общего решения принято не было. Но барнаульцы настаивали на прекращении стройки до тех пор, пока не будет сделан проект. Твердая позиция руководства райкома в этом вопросе — стройку продолжать. Это был очень важный момент — взятия ответственности и принятия решения. К концу года была окончена крыша здания. С июля 78 по январь 79 г. — работали постоянно 3-е мужчин (Смирнов, Калинин, Горлов), 2 женщины (Судакова Н. — внешнее общение и снабжение, Смирнова В.). С января 79 г. — в доме постоянно оставались двое (Судакова, Смирнов).

18 января — заседание Оргкомитета. Подача "Докладной записки" в крайком.

19 мая — началось строительство второй очереди здания. До этого шла подготовка материалов. К концу года здание приобрело окончательную форму. С 80 до 81 г. шли отделочные работы. С апреля 1980 года Сергей Смирнов — живет постоянно.

Стоит отметить, что в основном все вопросы, связанные со строительством, непосредственно решались в Уймоне. Художественное оформление — 6 человек. Наличники и ставни — В.Сокол, В.Липенков. Специалистов в основном не было, учились на месте. Основной контингент — интеллигенция. География довольно широкая: Таллин — 1 человек, Пенза — 1 человек, Барнаул — 4, Москва — 10, Ленинград — 2, Жданов — 5, Кишинев — 1, Кавказ — 1, Кемерово — 1, Иркутск — 3, Павлодар — 2, Горький — 1 человек.

Приезжали довольно часто совсем незнакомые люди, узнав о строительстве от друзей, из газет или от тех, кто строил. При отъезде по разным причинам одних участников на их место обычно приходили новые...

...Реальная стоимость здания музея — 46,5 тыс. Зарплата — 30 %.Длительность стройки — 4 года. Кроме этого был значительный вклад личных средств участниками, который вряд ли кто считал или записывал.

С 1981 г. музей приступил к сбору экспонатов. Внесли имеющиеся у нас, получили 2 коллекции из Новосибирска. Была помощь из Москвы (ксерокопии), материалы из Ленинграда, Болгарии и репродукции из Нью-Йорка".

Готовое здание оценивалось в 250 тыс. Таков был вывод комиссии, созданной по требованию бдительных "доброжелателей" для расследования якобы имевших место на строительстве фактов денежных злоупотреблений. Строителей, в возникавших напряженных ситуациях каких-либо лимитов вкладывавших собственные деньги, заподозрили в намерении "поживиться". Потому музей — это еще и памятник мужеству и твердой решимости довести дело до конца в условиях нарастающей критики, подлогов и даже брани как неизменной атрибутики каждого нестандартного дела.

Еще в 1979 году в Доме ученых в Академгородке состоялось торжество по случаю завершения строительства в связи с приездом в Россию директора Нью-Йоркского музея К. Кэмпбелл-Стиббе и приглашением ее в Академгородок (дневниковые записи Аллы Побединой):

"От имени строителей говорила Валя Новожилова — просто, с достоинством, очень лаконично и в то же время емко: "Никто из нас не профессиональный строитель. Музей строили энтузиасты. По профессии мы — геологи, физики, математики, филологи. В этом тоже — воплощение идеи Н.К. Рериха о синтезе".

Подробнее об этом событии: "23 июля 1979 г. Весть о приезде в Новосибирск Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, президента Нью-Йоркского музея Н.К. Рериха и вице-президента Гизеллы Фриччи приходит примерно за 4 дня до их приезда. 23 июля в Новосибирской картинной галерее объявлена встреча.

Накануне — напряженная подготовка встречи, в том числе и подарков — альбома от строителей музея Н.К. Рериха в Уймоне, Знамени Мира (светлое дерево и яшма с высеченным на ней Знаменем Мира; звучание этого знака — торжественное, гармоничное. Радость от красоты и гармонии этого знака. Выполнил Валерий Липенков).

Вечером — встреча в Доме ученых. Вихри вокруг встречи. Говорят Наталья Дмитриевна Спирина, Л. Андросова, Р. Григорьева.

Гостьи очень заинтересованы в происходящем, более открыты, радостно-отзывчивы ко всем знакам внимания, ко всему происходящему. Л. Андросова дарит им камень. Гостьи искренне тронуты, принимают подарок с радостью, в сердечном излучении, очарованные красотой камня. Позже, после встречи, ими сказано Андросовой и Григорьевой, что они давно мечтали иметь хоть кусочек такого прекрасного камня. Вручается альбом о горном восхождении в честь Н.К. Рериха. Ответное слово Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе. Ренита Андреевна, вручая Знамя Мира, говорит: "Вы для меня всегда были самым выразительным примером людей, в себе, в своей жизни воплотивших идеи Н.К. Рериха. Много важных событий в нашей стране сейчас — чтения, посвященные Шукшину, алтайскому писателю, рано ушедшему, юбилей Елены Ивановны Рерих, рериховские чтения, 600-летие со дня Куликовской битвы. И вот еще одно важное событие — передача в музей на Алтае Знамени Мира". Говорит тепло, живо. Оценка смысла и красоты Замени Мира — очень высокая. Все принимается с поклоном.

Затем — показ слайдов. Евгений Маточкин исполняет на фортепьяно произведения Скрябина...

После — разговор о полученном Знамени Мира, о передаче экспонатов из Нью-Йоркского Музея в Уймон; хотят, чтобы хранились в России".

О том, сколь значимым было это событие — вручение строителям Знамени Мира, сделанного по эскизу Николая Константиновича и привезенного из Америки в Сибирь, можно только имея в виду строки из письма Елены Ивановны Рерих, датированного 22 сентября 1950 года:

"Теперь о Катрин и Инге. Катрин улетела опять в Америку. Инге осталась в Швейцарии, сестра ее Дора чувствует себя не очень крепкой. Катрин вернется обратно к нам, ибо имеет особое поручение в связи с будущим построением научной станции. Когда это удастся, трудно сказать, судя по ближайшим обстоятельствам..."

Знамя Мира, привезенное из Америки Кэмпбелл-Стиббе энтузиастам в связи с завершением ими строительства здания, влиятельные столичные рериховцы в Уймонский музей самовольно не передали. Но не это ли Знамя "реет" теперь (как было с пафосом замечено на конференции 2001 года, посвященной 75-летию Транссибирской экспедиции и 25-летию Рериховских чтений), над головами участников конференций, куда не только не приглашают, но препятствуют входить уймонским строителям? Тем, кто в буквальном смысле поднял его на столь большую высоту.


Перейти к оглавлению