О выставках картин и репродукций Рерихов: впечатления посетителя


С.Ю. Кречетова

В первый раз с передвижной выставкой репродукций картин Н.К. и С.Н. Рерихов, организованной СибРО, я встретилась еще в 1996 году у себя на родине в селе Шебалино Республики Алтай. Затем в 2002 году я посетила музей Востоковедения в Москве, в 2004 году музей Н.К. Рериха, построенный СибРО в Верхнем Уймоне. И вот в этом году (в июле 2006 года) нашла время сходить на выставку подлинников картин "Алтай-Гималаи" Н.К. и С.Н. Рерихов, организованную МЦР в Национальном музее в г. Горно-Алтайске. Впечатление от посещения выставок осталось двоякое. Несмотря на антагонистические и, прямо скажем, враждебные отношения между СибРо и МЦР, поражает сходство "стиля" проведения выставок этими рериховскими обществами. От посещения выставок, организованных ими, остался осадок горечи. И, напротив,  — особое впечатление, и чувство прикосновения к настоящему, чистому творчеству Рерихов во время посещения музея Востоковедения в Москве.

Я понимаю и даю себе отчет, что это были сугубо личные впечатления, и можно с ними не согласиться, но, тем не менее, высказаться об этом я имею право. Поэтому, далее постараюсь кратко по заданному "сценарию" с одной стороны пояснить, в чем прослеживается "похожесть" проведения выставок СибРО и МЦР, в чем суть горечи впечатлений от их посещения и чем отличается экспозиция картин и личных вещей Рерихов в музее Востоковедения в Москве.

Первое впечатление от передвижной выставки репродукций Рерихов, организованной СибРО в 1996 (мне было тогда 16 лет), выразилось в нескольких вопросах к сопровождающим эту выставку: "Вы миссионеры? Не понятно, почему только Рерих? Что, других талантливых художников больше не было? И что такого особенного в его картинах?" В принципе, я обратила внимание на интересную и не совсем обычную тематику картин, точнее репродукций. Стихи Н. Спириной никаких особых впечатлений не пробудили, прошли вскользь. А самое интересное, что осталось четкая внутренняя мысль о СибРО: это какая-то секта. Стоит отметить, что в те годы наше село, хотя и являющееся районным центром, наличие сект не баловало, мы знали о них только из телепередач.

В 2004 году посещение музея СибРО в Верхнем Уймоне буквально повергло в шок. Агрессивность ответов "экскурсоводов" на естественные вопросы была поразительна. Итак, по порядку. На первом этаже музея представлена экспозиция о Центрально-Азиатской экспедиции и, конкретно, о пребывании Рерихов в Верхнем Уймоне. И здесь же висит портрет Н. Спириной. Это очень непоследовательно, так как Н. Спирина никакого отношения к экспедиции не имела. Экскурсовод (мужчина) был очень скуп на слова, основное сопровождение нашей экскурсии выразилось в нескольких словах об указании, что и где находится. Ни дат экспедиции, ни имен участников, ни целей, ни задач, ни результатов, в конце концов, ни одной цитаты из трудов самих Рерихов о пребывании на Алтае. Очень странно. Зато экскурсовод сообщил нам, что в печи, которая находилась здесь же на первом этаже, можно прятаться во время землетрясения. Надо же было мне спросить:  Откуда такие сведения? Я, деревенский алтайский житель, а о таком слышу впервые". Своим вопросом я вызвала бурю гнева, на меня накричали, что все документы в порядке, что музей строился согласно историческим документам. Какие документы, я про печку спрашиваю? Вразумительного ответа на свой конкретный вопрос я так и не получила, пришлось самой заминать "бурю в стакане".

На втором этаже музея репродукции картин Н.К. и С.Н. Рериха, а под картинами (правда, не под всеми)  — стихи Н. Спириной. Читаю, отмечаю, что содержание стихотворения не соответствует картине. К тому времени я была уже знакома с некоторыми публикациями Н.К. Рериха, в частности, с работами из сборника трудов "Нерушимое". Даже небольшое число прочитанных работ дает представление о стиле Н.К. Рериха, об эмоциональной наполненности его творений. Спрашиваю у экскурсовода: "А вы пробовали, найти сопровождение к картинам, написанное самим Николаем Константиновичем или Еленой Ивановной? Ведь они же существуют и все-таки более адекватно отражают содержание и внутренний смысл картин". В ответ молчание. И опять же ни одной даты, связанной с жизнью и творчеством Рерихов, ни смысла их творчества, ни дум, ни чаяний, ни надежд именно семьи Рерихов.

Здесь же на втором этаже музея между комнатами, где представлены экспозиции репродукций картин Н.К. и С.Н. Рерихов, расположены репродукции картин Б.Н. Абрамова, его фотографии и фотографии Н. Спириной и обстоятельный рассказ об их творчестве из уст экскурсовода.

Итог посещения музея оказался неутешительным. Хотела узнать больше о семье Рерихов, о вехах их творчества, о том, что не успела прочитать (так как не смогла купить соответствующую литературу по Центрально-Азиатской экспедиции), да так ничего нового и не услышала, ни каких новых подробностей о пребывании Рерихов на Алтае. И это в музее Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне! Зато познакомилась с творчеством Н. Спириной, неотступно сопровождающем творчество Н.К. Рериха.

 

На выставке уже подлинников картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича, проводимой МЦР в этом (2006) году в Национальном музее Республики Алтай (г. Горно-Алтайск), видим все ту же "обязательную программу". В первой комнате, отведенной под выставку картин Рерихов, экспозиция посвященная "творчеству" Л. Шапошниковой:

1) ее фото со Святославом Николаевичем,
2) цитата о Центрально-Азиатской экспедиции из ее книги "Мастер",
3) фото Белухи, сделанное Шапошниковой,
4) фото алтайки у аила, сделанное Шапошниковой,
5) фото Пазырыкских курганов, сделанное Шапошниковой,
6) и другие фото, сделанные Шапошниковой.

При этом, фотографии размещены на тематических плакатах с обязательным сопровождением подходящих репродукций Н.К. Рериха. Замечу, что для жителей нашей республики виды Горного Алтая не такая уж диковинка. Наши местные (и не только местные) художники и фотохудожники делают более оригинальные и интересные фотографии и картины с видами Алтая, только не выставляют на выставках рядом с картинами Н.К. Рериха.

Во второй комнате непосредственно подлинники картин из серии "Алтай-Гималаи". И здесь же видеомагнитофон с телевизором и лекция Л. Шапошниковой. А ведь мешает эта её лекция смотреть и пытаться понять, в чем же заключается особенность картин Н.К. и С.Н. Рерихов, за что они получили такое широкое признание как художники? Тем более, что в этой лекции говорится такая, извините, чушь. Почти дословно отрывок из лекции: "На Землю сейчас поступает очень много космической энергии. О чем даже упоминала Елена Ивановна. Но процесс трансмутации и усовершенствования человечества очень сложный и долгий. Люди не готовы к нему. Однако, не все так безнадежно. Сейчас рождаются дети с новыми возможностями. Наша задача заключается в том, чтобы найти их и не дать им погибнуть. Так как их не понимают и губят".

Вот тебе здорово живем! Таким образом, выходит, что сами ничего не можем и ни на что не способны, а как же мы распознаем детей с новыми возможностями и чему мы их научим? И потом, раз, по Шапошниковой, мы все-таки не можем принять космические энергии и приспособиться к новым условиям жизни, то смысл Агни Йоги вообще теряется. Для подтверждения приведу одну цитату из "Мира Огненного" (часть III, шл. 306), которая относительно заявления Л. Шапошниковой о невозможности в земных условиях эволюции человека и его ассимиляции космических энергий, свидетельствует об абсолютно противоположном: "Человек является источником знания и самым мощным претворителем космических сил. Символ претворителя должен жить в сердце. На пути к Миру Огненному устремимся к притяжению и претворению пространственных энергий". Можно привести и ряд других подобных цитат, которыми буквально пронизаны книги Агни Йоги.

Кроме того, из прослушанного мной отрывка лекции Шапошниковой следует, что и Елена Ивановна так, от нечего делать, принимала участие в эксперименте по приспособлению организма к более высоким огненным вибрациям. И как понимать тогда предисловие "Огненное творчество космической эволюции", написанное самой же Людмилой Шапошниковой к сборнику "У порога нового мира" (изд-во МЦР, 1997 год), и тем более ее же слова "... пусть будет наш путь хотя бы немного легче ее (Е.И. Рерих) Пути. И пусть мужество на нем не изменит нам..." (с.20)? Судя по лекции, услышанной на выставке картин Н.К. и С.Н. Рерихов в Национальном музее Республики Алтай, у Елены Ивановны Рерих и Людмилы Шапошниковой совсем разные пути.

Вот и посмотрела я на подлинники картин Н.К. и С.Н. Рериха, а заодно и приобщилась к утверждению о невозможности эволюции человека.

 

Совсем иные отпечатки в памяти отставило посещение музея Востоковедения в Москве. Самое главное, была возможность остаться с картинами и личными вещами семьи Рерихов наедине. Очень сильное впечатление на меня произвели подлинники картин Святослава Николаевича. Эта насыщенность и яркость красок, необычайное чувство сопереживания жизни той страны, которую он запечатлел на своих картинах  — Индии. До глубины души потрясла картина Николая Константиновича "Мать Чингис Хана". Мне очень нравится строгость монгольских степей, а картина очень полно передает глубину строгой материнской любви и ответственности за воспитание сына. Николай Константинович сумел передать цельный облик взаимопроникновения духа Природы и духа человека. И ничего лишнего.

И хотелось бы высказать огромное спасибо Румянцевой за ту частичку, наследия Рерихов, которую ей удалось сохранить и с любовью преподнести людям без всяких претензий на свою личную уникальность и причастность к творчеству этой семьи.

Жаль, что в Москву очень трудно добраться человеку со средним заработком. У меня была единственная возможность побывать в Москве и посетить выставку подлинников картин Н.К. и С.Н. Рерихов. И на этом фоне передвижные выставки картин и их репродукций, организованные МЦР, не выполняют своей прямой просветительской деятельности и по большому счету вызывают желание вообще больше не приходить на такие мероприятия. Все равно о Рерихе ничего не расскажут и картины спокойно посмотреть не дадут. И комом в горле после посещения выставок, организованных СибРО и МЦР, выстраивается вереница из вопросов "почему".

Я понимаю, на вкус и цвет товарища нет, но тем не менее. Кому-то нравятся стихи Н. Спириной, лекции Шапошниковой, но причем здесь Рерихи и Агни Йога? Только из-за призрачной связи между этими людьми с семьей Рерихов, обоснованной ссылками, что когда-то они (Н. Спирина и Л. Шапошникова) сидели рядом и переписывались с одним из членов семьи Рерихов? Но ведь есть много людей, которые также беседовали с Рерихами и им тоже были даны хорошие отзывы об их творчестве! Почему так тяжело пробиться к знакомству и изучению творчества семьи Рерихов без посредников и искажений?

Кречетова С., Респ. Алтай