(с) 2007 С.Ю. Кречетова, Газета "Знамя Майтрейи" (c) 2007 (интернет-публикация) СНК "Пульс Будущего". При иcпользовании данного материала ссылка обязательна. http://pulse.webservis.ru/Publicism/RoerichExhibition.html |
В первый раз с передвижной выставкой репродукций картин Н.К. и С.Н. Рерихов, организованной СибРО, я встретилась еще в 1996 году у себя на родине в селе Шебалино Республики Алтай. Затем в 2002 году я посетила музей Востоковедения в Москве, в 2004 году музей Н.К. Рериха, построенный СибРО в Верхнем Уймоне. И вот в этом году (в июле 2006 года) нашла время сходить на выставку подлинников картин "Алтай-Гималаи" Н.К. и С.Н. Рерихов, организованную МЦР в Национальном музее в г. Горно-Алтайске. Впечатление от посещения выставок осталось двоякое. Несмотря на антагонистические и, прямо скажем, враждебные отношения между СибРо и МЦР, поражает сходство "стиля" проведения выставок этими рериховскими обществами. От посещения выставок, организованных ими, остался осадок горечи. И, напротив, особое впечатление, и чувство прикосновения к настоящему, чистому творчеству Рерихов во время посещения музея Востоковедения в Москве.
Я понимаю и даю себе отчет, что это были сугубо личные впечатления, и можно с ними не согласиться, но, тем не менее, высказаться об этом я имею право. Поэтому, далее постараюсь кратко по заданному "сценарию" с одной стороны пояснить, в чем прослеживается "похожесть" проведения выставок СибРО и МЦР, в чем суть горечи впечатлений от их посещения и чем отличается экспозиция картин и личных вещей Рерихов в музее Востоковедения в Москве.
Первое впечатление от передвижной выставки репродукций Рерихов, организованной СибРО в 1996 (мне было тогда 16 лет), выразилось в нескольких вопросах к сопровождающим эту выставку: "Вы миссионеры? Не понятно, почему только Рерих? Что, других талантливых художников больше не было? И что такого особенного в его картинах?" В принципе, я обратила внимание на интересную и не совсем обычную тематику картин, точнее репродукций. Стихи Н. Спириной никаких особых впечатлений не пробудили, прошли вскользь. А самое интересное, что осталось четкая внутренняя мысль о СибРО: это какая-то секта. Стоит отметить, что в те годы наше село, хотя и являющееся районным центром, наличие сект не баловало, мы знали о них только из телепередач.
В 2004 году посещение музея СибРО в Верхнем Уймоне буквально повергло в шок. Агрессивность ответов "экскурсоводов" на естественные вопросы была поразительна. Итак, по порядку. На первом этаже музея представлена экспозиция о Центрально-Азиатской экспедиции и, конкретно, о пребывании Рерихов в Верхнем Уймоне. И здесь же висит портрет Н. Спириной. Это очень непоследовательно, так как Н. Спирина никакого отношения к экспедиции не имела. Экскурсовод (мужчина) был очень скуп на слова, основное сопровождение нашей экскурсии выразилось в нескольких словах об указании, что и где находится. Ни дат экспедиции, ни имен участников, ни целей, ни задач, ни результатов, в конце концов, ни одной цитаты из трудов самих Рерихов о пребывании на Алтае. Очень странно. Зато экскурсовод сообщил нам, что в печи, которая находилась здесь же на первом этаже, можно прятаться во время землетрясения. Надо же было мне спросить: Откуда такие сведения? Я, деревенский алтайский житель, а о таком слышу впервые". Своим вопросом я вызвала бурю гнева, на меня накричали, что все документы в порядке, что музей строился согласно историческим документам. Какие документы, я про печку спрашиваю? Вразумительного ответа на свой конкретный вопрос я так и не получила, пришлось самой заминать "бурю в стакане".
На втором этаже музея репродукции картин Н.К. и С.Н. Рериха, а под картинами (правда, не под всеми) стихи Н. Спириной. Читаю, отмечаю, что содержание стихотворения не соответствует картине. К тому времени я была уже знакома с некоторыми публикациями Н.К. Рериха, в частности, с работами из сборника трудов "Нерушимое". Даже небольшое число прочитанных работ дает представление о стиле Н.К. Рериха, об эмоциональной наполненности его творений. Спрашиваю у экскурсовода: "А вы пробовали, найти сопровождение к картинам, написанное самим Николаем Константиновичем или Еленой Ивановной? Ведь они же существуют и все-таки более адекватно отражают содержание и внутренний смысл картин". В ответ молчание. И опять же ни одной даты, связанной с жизнью и творчеством Рерихов, ни смысла их творчества, ни дум, ни чаяний, ни надежд именно семьи Рерихов.
Здесь же на втором этаже музея между комнатами, где представлены экспозиции репродукций картин Н.К. и С.Н. Рерихов, расположены репродукции картин Б.Н. Абрамова, его фотографии и фотографии Н. Спириной и обстоятельный рассказ об их творчестве из уст экскурсовода.
Итог посещения музея оказался неутешительным. Хотела узнать больше о семье Рерихов, о вехах их творчества, о том, что не успела прочитать (так как не смогла купить соответствующую литературу по Центрально-Азиатской экспедиции), да так ничего нового и не услышала, ни каких новых подробностей о пребывании Рерихов на Алтае. И это в музее Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне! Зато познакомилась с творчеством Н. Спириной, неотступно сопровождающем творчество Н.К. Рериха.
На выставке уже подлинников картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича, проводимой МЦР в этом (2006) году в Национальном музее Республики Алтай (г. Горно-Алтайск), видим все ту же "обязательную программу". В первой комнате, отведенной под выставку картин Рерихов, экспозиция посвященная "творчеству" Л. Шапошниковой:
При этом, фотографии размещены на тематических плакатах с обязательным сопровождением подходящих репродукций Н.К. Рериха. Замечу, что для жителей нашей республики виды Горного Алтая не такая уж диковинка. Наши местные (и не только местные) художники и фотохудожники делают более оригинальные и интересные фотографии и картины с видами Алтая, только не выставляют на выставках рядом с картинами Н.К. Рериха.
Во второй комнате непосредственно подлинники картин из серии "Алтай-Гималаи". И здесь же видеомагнитофон с телевизором и лекция Л. Шапошниковой. А ведь мешает эта её лекция смотреть и пытаться понять, в чем же заключается особенность картин Н.К. и С.Н. Рерихов, за что они получили такое широкое признание как художники? Тем более, что в этой лекции говорится такая, извините, чушь. Почти дословно отрывок из лекции: "На Землю сейчас поступает очень много космической энергии. О чем даже упоминала Елена Ивановна. Но процесс трансмутации и усовершенствования человечества очень сложный и долгий. Люди не готовы к нему. Однако, не все так безнадежно. Сейчас рождаются дети с новыми возможностями. Наша задача заключается в том, чтобы найти их и не дать им погибнуть. Так как их не понимают и губят".
Вот тебе здорово живем! Таким образом, выходит, что сами ничего не можем и ни на что не способны, а как же мы распознаем детей с новыми возможностями и чему мы их научим? И потом, раз, по Шапошниковой, мы все-таки не можем принять космические энергии и приспособиться к новым условиям жизни, то смысл Агни Йоги вообще теряется. Для подтверждения приведу одну цитату из "Мира Огненного" (часть III, шл. 306), которая относительно заявления Л. Шапошниковой о невозможности в земных условиях эволюции человека и его ассимиляции космических энергий, свидетельствует об абсолютно противоположном: "Человек является источником знания и самым мощным претворителем космических сил. Символ претворителя должен жить в сердце. На пути к Миру Огненному устремимся к притяжению и претворению пространственных энергий". Можно привести и ряд других подобных цитат, которыми буквально пронизаны книги Агни Йоги.
Кроме того, из прослушанного мной отрывка лекции Шапошниковой следует, что и Елена Ивановна так, от нечего делать, принимала участие в эксперименте по приспособлению организма к более высоким огненным вибрациям. И как понимать тогда предисловие "Огненное творчество космической эволюции", написанное самой же Людмилой Шапошниковой к сборнику "У порога нового мира" (изд-во МЦР, 1997 год), и тем более ее же слова "... пусть будет наш путь хотя бы немного легче ее (Е.И. Рерих) Пути. И пусть мужество на нем не изменит нам..." (с.20)? Судя по лекции, услышанной на выставке картин Н.К. и С.Н. Рерихов в Национальном музее Республики Алтай, у Елены Ивановны Рерих и Людмилы Шапошниковой совсем разные пути.
Вот и посмотрела я на подлинники картин Н.К. и С.Н. Рериха, а заодно и приобщилась к утверждению о невозможности эволюции человека.
Совсем иные отпечатки в памяти отставило посещение музея Востоковедения в Москве. Самое главное, была возможность остаться с картинами и личными вещами семьи Рерихов наедине. Очень сильное впечатление на меня произвели подлинники картин Святослава Николаевича. Эта насыщенность и яркость красок, необычайное чувство сопереживания жизни той страны, которую он запечатлел на своих картинах Индии. До глубины души потрясла картина Николая Константиновича "Мать Чингис Хана". Мне очень нравится строгость монгольских степей, а картина очень полно передает глубину строгой материнской любви и ответственности за воспитание сына. Николай Константинович сумел передать цельный облик взаимопроникновения духа Природы и духа человека. И ничего лишнего.
И хотелось бы высказать огромное спасибо Румянцевой за ту частичку, наследия Рерихов, которую ей удалось сохранить и с любовью преподнести людям без всяких претензий на свою личную уникальность и причастность к творчеству этой семьи.
Жаль, что в Москву очень трудно добраться человеку со средним заработком. У меня была единственная возможность побывать в Москве и посетить выставку подлинников картин Н.К. и С.Н. Рерихов. И на этом фоне передвижные выставки картин и их репродукций, организованные МЦР, не выполняют своей прямой просветительской деятельности и по большому счету вызывают желание вообще больше не приходить на такие мероприятия. Все равно о Рерихе ничего не расскажут и картины спокойно посмотреть не дадут. И комом в горле после посещения выставок, организованных СибРО и МЦР, выстраивается вереница из вопросов "почему".
Я понимаю, на вкус и цвет товарища нет, но тем не менее. Кому-то нравятся стихи Н. Спириной, лекции Шапошниковой, но причем здесь Рерихи и Агни Йога? Только из-за призрачной связи между этими людьми с семьей Рерихов, обоснованной ссылками, что когда-то они (Н. Спирина и Л. Шапошникова) сидели рядом и переписывались с одним из членов семьи Рерихов? Но ведь есть много людей, которые также беседовали с Рерихами и им тоже были даны хорошие отзывы об их творчестве! Почему так тяжело пробиться к знакомству и изучению творчества семьи Рерихов без посредников и искажений?
Кречетова С., Респ. Алтай
Опубликовано:
С.Ю. Кречетова. О выставках картин и репродукций Рерихов: впечатления посетителя //
Газета "Знамя Майтрейи". 2007. No 2 (159). C. 6.