(с) 2004 Е.В. Скосырская, (c) 2004 (интернет-публикация) СНК "Пульс Будущего". При иcпользовании данного материала ссылка обязательна. http://pulse.webservis.ru/Agni/Museum/gosmuseum.html |
Российские музеи создаются и растут благодаря подвижническому труду собирателей и сотрудников и бескорыстным дарителям, которые передают государству свои семейные реликвии, коллекции раритетов и произведения искусства, обладающие непреходящей культурной ценностью. Так 24 сентября 2003 г. генеральным директором ООО Объединение "Инициатива" и депутатом Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай С.И. Огневым в дар Национальному музею Республики Алтай им. А.В. Анохина был передан подлинный эскиз к картине Н.К. Рериха "Гонец" (1890-е гг.), приобретенный предприятием специально для филиала Национального музея Государственного музея-заповедника им. Н.К. и Е.И. Рерихов. В этот же день С.И. Огневым был подписан акт безвозмездной передачи здания музея государству.
Данный факт не единственный пример последовательной поддержки предприятием государственного музея, а генерального директора ООО Объединение "Инициатива" (бывшего совхоза им. 60-летия СССР) С.И.Огнева можно по праву назвать одним из создателей музея-заповедника в Верхнем Уймоне.
История создания музея в с. Верхний Уймон началась в 1960-70-е гг. В этот период на волне установления тесных дружеских контактов между Россией и Индией среди широких слоев общественности возрос интерес к творческому наследию семьи Рерихов, ставшему по праву культурным достоянием обеих стран. Именно в этот период возниклаинашла государственную поддержкуидея увековечить память семьи Рерихов и отметить памятные места, связанные с российским периодом их творческой деятельности.
Младший сын Н.К. Рериха художник С.Н. Рерих в ходе неоднократных визитов в СССР, высказывал пожелание осуществить поездку по маршруту Центрально-Азиатской комплексной научно-исследовательской экспедиции, организованной его отцом, участники которой в 1926 г. останавливались в доме Вахромея Семеновича Атаманова в с. Верхний Уймон Усть-Коксинского аймака Ойротской автономной области. К началу 1970х гг. дом В.С. Атаманова уже был перестроен и находился в очень ветхом состоянии. В 1972 г. дом был поставлен на государственный учет, как исторический памятник. В 1974 г. на доме В.С. Атаманова была торжественно установлена мемориальная доска. В 1977 г. по инициативе академика А.П. Окладникова и Алтайской краевой организации союза художников была выдвинута идея создания в Верхнем Уймоне мемориального дома-музея.
Строительство музея было осуществлено силами государственных органов власти и группы добровольцев-строителей, в основе которой стояли участники геологической партии Института геологии и геофизики СО РАН г. Новосибирска. Признанным руководителем группы строителей являлся д.г.-м.н., профессор А.Н. Дмитриев. Средства на создание проекта мемориального комплекса в 1978 г. выделил Усть-Коксинский райисполком. В 1979 г. группой добровольцев-строителей было возведено двухэтажное здание из нового строительного материала, приобретенного частично на средства, выделенные из районного бюджета, частично на личные средства строителей. Среди поддержавших строительство музея были, в частности, председатель Усть-Коксинского райисполкома В.К. Сабин, начальник управления культуры Горно-Алтайского облисполкома Ф.Л. Таушканов и другие.
Строители, большинство сотрудники научно-исследовательских институтов, видели возможность создания комплексного научно-исследовательского центра на базе музея в с. Верхний Уймон, работающего в ключе задач Центрально-Азиатской экспедиции. В обоснование своих взглядов, в 1980 г. коллективом строителей был создан и представлен первому секретарю РК КПСС и председателю райисполкома Усть-Коксинского района "Перспективный план-характеристика работы музейно-научного комплекса им. Н.К. Рериха в Усть-Коксинском районе Алтайского края".
В сентябре 1980 г. исполком совета народных депутатов Горно-Алтайской АО принял решение "просить крайисполком возбудить ходатайство перед Министерством культуры РСФСР об открытии филиала областного краеведческого музея дом-музея Н.К. Рериха в селе Верх-Уймон Усть-Коксинского района" (No 308 от 09.09.1980). В июле 1981 г. Министерство культуры РСФСР утвердило дополнительное штатное расписание для филиала Горно-Алтайского областного краеведческого музея в количестве семи единиц. Заведующей филиалом стала участница строительства В.Д. Смирнова.
Фактически, с этого времени началась плановая работа филиала по созданию Тематико-экспозиционного плана (ТЭП) и оформлению экспозиции, подготовке к консервации мемориального дома В.С. Атаманова, решению текущих хозяйственных и научно-исследовательских задач. В марте 1983 г. была получена положительная рецензия на ТЭП стационарной экспозиции от старшего научного сотрудника Государственного Русского музея В.П. Князевой, но официальное открытие музея, намеченное на июль 1983 г., так и не состоялось.
В июне 1983 г. филиалу было отказано в финансировании. Распоряжением Горно-Алтайского облисполкома Совета народных депутатов ассигнования на содержание филиала были возвращены из бюджета Усть-Коксинского райисполкома и переданы в областной бюджет для Горно-Алтайского областного краеведческого музея (No 196-р от 3.07.1983). За этим последовало решение о зачислении всех сотрудников филиала в штатное расписание областного музея. В августе 1983 г. председатель облисполкома М.В.Карамаев утвердил решение об открытии филиала Усть-Коксинской централизованной библиотечной системы в здании Верх-Уймонского музея (No 331 от 31.08.1983). Решение облисполкома No 308 от 09.09.1980 признали утратившим силу. Все экспонаты практически готовой к открытию экспозиции филиала были собраны и вывезены в фонды Горно-Алтайского областного краеведческого музея. Сотрудники филиала, несогласные с изменением режима работы музея, были уволены по собственному желанию.
С 1983 по 1986 гг. в Верх-Уймонском музее не существовало постоянной экспозиции. На первом этаже располагалась сельская библиотека, на втором этаже, время от времени, размещались передвижные художественные выставки Горно-Алтайского областного краеведческого музея. В феврале 1986 г. на постоянной основе была утверждена краеведческая экспозицияфилиала, для создания которой были частично возвращены экспонаты, вывезенные в Горно-Алтайск в 1983 г.
Вплоть до 1988 г. экспозиция филиала носила специфически краеведческий характер. Лишь в мае 1988 г. было принято решение Горно-Алтайского облисполкома об увековечении памяти деятелей науки и культуры (No 163 от 23.05.1988), согласно которому начались работы по возобновлению мемориальной экспозиции, посвященной семье Рерихов. Таким образом, по инициативе государства музею было возвращено его первоначальное значение. С 1988 по 1992 гг. филиалу были окончательно возвращены изъятые ранее экспонаты, связанные с наследием Рерихов. Тогда же вновь был поднят вопрос о состоянии мемориального дома В.С. Атаманова, как неотъемлемой части мемориального комплекса.
Создание этнографической экспозиции в усадьбе В.С. Атаманова, равно как и расширение естественнонаучного раздела краеведческой экспозиции было чрезвычайно необходимо, так как именно природные характеристики и традиционная культура населения Уймонской долины содержат ключ к разгадке истории разработки маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Особое внимание привлекала к себе и незаурядная личность Вахромея Семеновича Атаманова.
Ослабление государственного интереса и, как следствие, контроля в сфере сохранения культурного наследия негативно сказалось на судьбе дома В.С. Атаманова. В неразберихе и катастрофически тяжелой экономической и моральной ситуации в стране в конце 1980х-начале 1990х гг. вопрос о капитальном ремонте дома В.С. Атаманова, а так же о текущем ремонте здания филиала решался долго и непродуктивно.
С 1995 г. реставрационные работы в усадьбе В.С. Атаманова были доверены СибРО на основании Договора о сотрудничестве по восстановлению усадьбы Атамановых между СибРО и Комитетом культуры Правительства Республики Алтай, а так же Договора о совместной деятельности по восстановлению и реставрации Дома Атамановых от 14.02.1995, заключенного между Верх-Уймонской сельской администрацией, СибРО, Усть-Коксинским филиалом СибРО и консультантами-представителями из числа родственников Вахромея Атаманова. Договор от 14.02.1995 определял будущий правовой статус восстанавливаемой усадьбы В.С. Атаманова как филиала Республиканского музея им. А.В. Анохина (с 2002 г. Национальный музей РА).
Впервые общественный статус музея в усадьбе В.С. Атманова был обозначен в Договоре о сотрудничестве от 09.07.1997, заключенном СибРО, Министерством культуры и туризма РА и отделом культуры Усть-Коксинского района РА. В Договоре 1997 г. в качестве стороны гражданско-правовых отношений отсутствует Верх-Уймонская сельская администрация, что не позволяет считать данный документ редакцией предыдущего соглашения, как то следует из текста договора. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Алтай проведение восстановительных работ на памятнике истории и культуры разрешается только на основании охранно-арендных договоров, к числу которых Договор 1997 г. не относится. Напротив, в пункте 7.2. раздела IV (Особые условия) есть положение о том, что "гибель восстановленной усадьбы не влечет прекращения договора".
Аналогичное условие было внесено и в пункт 7.1 раздела 7 Договора о передаче земельного участка в безвозмездное пользование от 06.07.2001 между администрацией Усть-Коксинского района и СибРО, заключенного вопреки активному сопротивлению Верх-Уймонского сельского схода. Между тем, Постановлением Государственного Собрания Эл Курултай РА No 14-26 от 20.06.1996 усадьба В.С. Атаманова была внесена в список особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай.
Министерство культуры и кино РА неоднократно информировало СибРО о результатах правового анализа Договоров от 09.07.1997 и от 06.07.2001. Данные договора противоречат Гражданскому и Земельному кодексам РФ, кроме того нарушена установленная законом процедура заключения. Следовательно, в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ договора 1997 и 2001 гг. являются ничтожными в правовом отношении.
Принимая во внимание необходимость приведения правоотношений в соответствии с действующим законодательством Министерство культуры и кино РА своевременно предложило руководству СибРО проект договора о сотрудничестве, соответствующий действующему законодательству, но единственным ответом было неизменное требование оставить все как есть.
Таким образом, из текста договоров 1997 и 2001 гг., а так же политических действий СибРО следует, что целью, преследуемой данной организацией на территории РА и в с. Верх-Уймон в частности, является, прежде всего, закрепление в бессрочном пользовании земельного участка и недвижимости в перспективном для развития туризма Усть-Коксинском районе, но не восстановление объекта культурного наследия как такового.
Восстановление дома В.С. Атаманова по проекту АФСИ "Сибспецпроектреставрация" (ГАП А.А. Машонкин) осуществлялось членами СибРО под номинальным контролем Агентства по культурно-историческому наследию при Правительстве РА. Реальный контроль за качеством восстановительных работ и соответствием проектной документации не был реализован, поскольку в Агентстве не было и нет специалистов по деревянному зодчеству, а Экспертный Совет при Правительстве РА вопреки законодательству РА не созывался. В результате, была нарушена технология реставрации и допущены отступления от проекта в ущерб исторической достоверности восстанавливаемого дома, что с сожалением вынужден признать главный архитектор проекта. Резко отрицательно отозвался о качестве восстановительных работ и президент Ассоциации "Росреставрация" В.Н. Антонов, посетивший с. Верхний Уймон в конце 2002 г.
Все перечисленные выше нарушения законодательства РФ и РА, в том числе несущие угрозу сохранности памятника, были допущены за период с 1995 по 2001 гг., как следствие утери государством инициативы в деле создания и развития мемориального комплекса в с. Верхний Уймон. Опыт восстановления усадьбы Атамановых показал, что общественные инициативы в отсутствие должного государственного контроля не дают гарантии сохранения и профильного использования объектов культурного наследия, которые по праву являются стратегически важным достоянием государства. Поэтому Национальный музей Республики Алтай им. А.В.Анохина в 2002 г. выступил с предложением о создании в с. Верхний УймонГосударственного музея-заповедника им. Н.К. и Е.И. Рерихов на базе Музея им. Н.К. и Е.И. Рерихов и Музея-усадьбы В.С. Атаманова, в составе единого государственного музейного комплекса со статусом филиала НМРА.
С принципиальной поддержкой данного предложения выступили представители Усть-Коксинской районной и Верх-Уймонской сельской администрации в ходе совещаний, проведенных на базе Музея им. Н.К. и Е.И. Рерихов в с. Верхний Уймон от 24.10.2002 и в Министерстве культуры и кино РА в г. Горно-Алтайске от 24.12.2002.
Государственный музей-заповедник им. Н.К. и Е.И. Рерихов был создан на основании Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18.07.2003 No 383-р и Приказа Министра культуры и кино РА от 08.09.2003 No 203. На сегодняшний день это первый и единственный музей-заповедник на территории Республики Алтай, а так же первый музей, представивший научно-обоснованную концепцию развития.
Распоряжение No 383-р придает всему музейном комплексу в с. Верх-Уймон четкий правовой статус филиала Национального музея РА им. А.В. Анохина, что вызывало отрицательную, большей частью эмоциональную реакцию Сибирского Рериховского Общества, которое незамедлительно инициировало поток писем со стороны частных лиц и Рериховских обществ (далее РО) Сибири и ближнего зарубежья, направленных в адрес Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай М.И. Лапшина.
Авторы писем, в большинстве своем не указавшие обратного адреса, напрямую требуют передачи объекта историко-культурного наследия народов РА усадьбы В.С. Атаманова в с. Верх-Уймон в собственность СибРО, допуская искажение фактов и заявления о прямой некомпетентности министерств и ведомств РА. Прекрасно понимая отсутствие каких-либо правовых оснований предъявленных претензий, руководство СибРО применяет старый испытанный "общественниками" метод психологического давления, широко используя рычаги полу правды и возможности СМИ в распространении "своей версии" событий.
Подобные действия не совместимы с понятием сотрудничества. Особенно шокирует тот факт, что упомянутая акция организована СибРО после официального приглашения к заключению договора о сотрудничестве в новой редакции (24.12.2002), согласно действующему законодательству, и приглашения к участию в Попечительском совете при Государственном музее-заповеднике им. Н.К. и Е.И. Рерихов (27.05.2003).
На сегодняшний день невозможно отрицать материальный вклад СибРО в дело восстановления усадьбы Атамановых. Но как о дереве судят по плодам, так и о деятельности людей судят прежде всего по результатам труда, а не по затратам (т.е. размеру вложений). Данный подход в своей сути запечатлен и законодательстве РФ об историко-культурном наследии. Так же как организацией или частным лицом может быть предъявлен иск об оплате расходов на восстановление памятника истории и культуры, так же и государство имеет право и обязано предъявлять иск о возмещении ущерба к исполнителю восстановительных работ в случае нарушения технологии реставрации, равно как и установленного порядка проведения восстановительных работ на объекте наследия.
Кроме того, при оценке работ, связанных с историко-культурным наследием очень важна мотивация, т.е. та цель, которая преследуется организацией, претендующей на обладание преимущественным правом распоряжаться объектом наследия. Для чего СибРО приняло на себя нелегкий труд восстановления усадьбы Атаманова? Для создания там общественного (т.е. своего) музея Рериха. Но является ли это целевым использованием данного объекта? Сама идея восстановления старообрядческой усадьбы с целью создания музея подразумевает строгие требования к исторической достоверности и этнографическую специализацию экспозиции, как это было сделано, к примеру, в Этнографическом музее народов Забайкалья (г. Улан-Удэ). В соответствии с международными нормами музейной этики в восстанавливаемых по всей России дворянских усадьбах создаются музеи их хозяев и дворянской культуры. Неужели в отношении воссоздания крестьянской усадьбы международные этические нормы не применимы?
Для представителей РО, лишь поверхностно знакомых с историей культуры Горного Алтая, историческая ценность усадьбы В.С. Атаманова определяется исключительно тем, что здесь в 1926 г. останавливался Н.К. Рерих, его сотрудники и члены его семьи. Начальник отдела культуры администрации Усть-Коксинского района О.П. Симиренко отмечает, что сотрудники СибРО, принявшие на себя ответственность за восстановление усадьбы Атаманова, впервые узнали о том, каким человеком был В.С. Атаманов от директора школьного музея Р.П. Кучугановой, после нескольких лет реставрационных работ.
Между тем, В.С. Атаманов не был случайным встречным на пути Центрально-Азиатской экспедиции. Сказитель, знаток народной медицины и грамотный старовер-книжник, он был выдающимся представителем той культуры, которая так привлекала Рериха на Алтае. Культура искателей Беловодья стала одним из магнитов, предопределившим путь движения экспедиции.
Поэтому отказ руководства СибРО от этнографической специализации музея в усадьбе В.С. Атаманова не может быть ничем оправдан. Из состава музейного комплекса таким образом изымается многовековая культура староверов, которая представляла огромный интерес для исследователей начала ХХ века.
Строители существующего Музея им. Н.К. и Е.И. Рерихов (основного здания музея-заповедника) были более последовательны, создавая изначально новое здание в 1980-х гг. Сотрудничество же с упомянутым филиалом Национального музея в силу исторически сложившихся обстоятельств никак не устраивает СибРО. Причина кроется в неприятии личности руководителя строителей филиала А.Н. Дмитриева. Таким образом, личные симпатии и антипатии 20-летней давности поставлены руководством СибРО выше декларируемых просветительских целей и здравого смысла.
Действуя в соответствии с Протоколом о намерениях от 24.12.2002 и признавая приоритет интересов местных жителей, Национальный музей Республики Алтай приглашает заинтересованные организации и частных лиц к сотрудничеству в деле создания Государственного музея-заповедника им. Н.К. и Е.И. Рерихов в с. Верхний Уймон Усть-Коксинского района Республики Алтай.Такая форма организации как государственный музей-заповедник позволяет сочетать специфически музейную и комплексную научно-исследовательскую деятельность в чрезвычайно перспективном для историко-культурных и естественнонаучных изысканий Усть-Коксинском районе РА. Статус филиала НМРА в существующих условиях единственный гарантирует устойчивое развитие, скупое, но регулярное финансирование, правовую поддержку Министерства культуры и кино РА, а так же участие в федеральных программах культурного развития.
Концепция перспективного развития Государственного музея-заповедника им. Н.К. и Е.И. Рерихов включает в себя следующие основные направления деятельности:
Успешная реализация данной Концепции напрямую зависит от ясного понимания руководством Республики Алтай первостепенногозначения науки и культурного наследия для устойчивого развития нашего горного региона. Содержание Концепции вполне соответствует сути Соглашения между Республикой Алтай и СОРАН по вопросам развития академической науки на территории РА № 1557 от 15.10.2002.
В настоящее время подходит к завершению первый "административный" этап создания музея-заповедника. При последовательной поддержке Правительства Республики Алтай, главы администрации Усть-Коксинского района С.Н. Гречушникова, главы администрации с. Вехний Уймон М.П. Шершнева, заместителя главы районной администрации К.А. Ердаковой, начальника отдела культуры О.П. Симиренко, начальника отдела народного образования Н.С. Архиповой, депутата Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай и генерального директора ООО Объединение "Инициатива" С.И. Огнев защита государственных интересов в сфере культурного наследия стала возможной не на словах, а на деле. Национальный музей РА приносит всем Вам глубокую благодарность!
На следующем этапе первоочередной задачей станет формирование творческого коллектива в соответствии с расширенным штатным расписанием филиала, а так же "задел" развертывание комплексной научно-исследовательской, собирательской и научно-просветительской деятельности в соответствии с утвержденной концепцией. Руководство научно-исследовательскими программами музея-заповедника будет осуществлять Совет кураторов из числа сотрудников ГАГУ и институтов СО РАН, входящих в Ученый совет Национального музея.
По завершении восстановительных работ в усадьбе Атаманова будет воссоздана исторически достоверная обстановка традиционного старообрядческого хозяйства, включая полное воспроизведение внутреннего убранства дома и надворных построек с использованием как старинных предметов, так и качественных, выполненных по дедовской технологии новоделов. Для того, чтобы экспозиция в доме В.С. Атаманова не была "абстрактной" (т.е. безличной и безликой), планируется приобретение и отбор мемориальных вещей, связанных с личностью Вахромея Семеновича и историей рода Атамановых. Каждый дом должен иметь хозяина! Кроме того, экспозиция дома-музея должна быть живой, что подразумевает и чистую божницу, и рабочую русскую печь, и кросна, и прялки, и маслобойки все то, что у доброго хозяина всегда было при деле.
В связи с вышесказанным хотелось бы четко обозначить позицию Национального музея РА в отношении так называемого Рериховского движения в целом.
На наш взгляд очевидной проблемой современного "Рериховского движения", как социального феномена, является абсолютизация и одновременно выхолащивание (обезличивание) образа Н.К. Рериха и членов его семьи. Между тем за вязким маревом идолопоклонства и начетничества (Рерих сказал так-то:, Рерих велел то-то:) теряется реальная историческая личность выдающегося общественного деятеля, исследователя культуры и художника. Причем теряется не только для самих "почитателей", но и для окружающих их людей, которые судят о наследии Рерихов, по тому, в какой форме его пропагандируют "рерихнутые". Автор приносит извинение тем, кто воспримет эти слова как личное оскорбление, но факт остается фактом никто не сделал больше для дискредитации имени Рериха, чем так называемые "рериховцы".
Не для того Н.К. Рерих и Е.И. Рерих организовали Центрально-Азиатскую экспедицию, в ходе которой во чтоб это ни стало стремились попасть на Алтай, чтобы вызвать новую волну идолотворчества и идолопоклонничества. Напротив, отправляясь в Верх-Уймон в 1926 г. участники экспедиции преследовали цель соприкосновения с культурой русских староверов искателей Беловодья для изучения путей освоения русскими просторов Центральной Азии. Для того ли они собирали костюмы и предметы быта, записывали легенды и исторические песни, снимали фильмы о жизни уймонцев, чтобы возвеличить себя, или напротив ставили целью раскрытие героических страниц истории русского народа?
Именно раскрытие героических страниц истории, а так же современных социально-демографических и природных процессов Уймонской долины, как части большого Алтая, и ставит целью своей деятельности Государственный музей-заповедник им. Н.К. и Е.И. Рерихов.
На пути реализации этой цели руководство Государственного музея-заповедника и Национального музея не намерено отвергать конструктивное сотрудничество заинтересованных учреждений и общественных организаций, а так же иные общественные инициативы в том случае, если они осуществляются в рамках закона и не противоречат целям создания музея-заповедника. Организационной формой такого сотрудничества может стать создание Попечительского совета при Государственном музее-заповеднике. Пользуясь случаем, нам хотелось бы пригласить для участия в Попечительском совете администрацию МО Усть-Коксинский район, а так же другие учреждения и предприятия района.
В заключение очерка, хотелось бы еще раз поблагодарить С.И. Огнева лично, а так же коллектив ООО Объединение "Инициатива" за бесценные дары!
Великая благодарность дарителям! Не мало ценностей приобретается государством, но еще больше передается населением безвозмездно и охраняется в музеях для будущих поколений.
С благодарностью вспоминаем мы и слова главы администрации с. Верхний Уймон М.П. Шершнева, произнесенные на совещании в Министерстве культуры и кино РА 24.12.2002: "Настанет время, когда Государство Российское поднимет культуру с колен, и займет она подобающее ей место. Нужно сберечь государственное достояние!"
Опубликовано в статье Е.В.Скосырской под названием "Каким быть музею в Уймоне?"//
(газета) Знамя Мира. Томск, 2004. No 1 (125) С.6-7.