"Еретики" Академгородка: дело "инициативной группы"
Документальная хроника


И.С. Кузнецов*
* Новосибирский государственный университет

III. "Дело" И.А. Калинина

1) Из протокола заседания партийного бюро МСУ-70* от 8 февраля 1979 г.

Персональное дело т. Калинина И.А.

СЛУШАЛИ:

Колдышева Л.К. Доложила о факте участия коммуниста Калинина И.А. в инициативной группе "Живая этика". Данный факт по рекомендации парткома предложено разобрать в первичной организации. Изложена суть вопроса.

Калинин И.А. Объяснил, что ему нравится не только искусство художника Рериха Н.К., но что он уважительно относится к Рериху как к человеку, уважает его стремление жить для народа. В теории Н.К.Рериха "Живая этика" есть привлекательные идеи. Калинин И.А. со своими друзьями ходатайствовал об открытии Института Рериха Н.К. Составили текст обращения в городские инстанции. Но это обращение попало не по назначению в чужие руки.

 

ВОПРОСЫ:

Назимов К.М. Непонятна цель этого ходатайства.

ОТВЕТ: Умирая, Н.Рерих завещал, чтобы сын передал его творческое наследие советскому государству. Нами была сделана попытка ускорить этот акт.

Черноусов А.С. Когда Вы увлеклись Рерихом? Когда стали общаться с единомышленниками?

ОТВЕТ: В 1969-1970 гг. Тогда впервые познакомился с его картинами, прочел стихи, узнал биографию.

Колдышева Л.К. Вы считаете себя первооткрывателями Рериха?

ОТВЕТ: Нет. В советской печати часто публикуются материалы о жизни и творческой деятельности Н.К.Рериха.

Стенин В.М. Выходит, надо познать себя изнутри, очистить окружающую среду и будет всем хорошо?

ОТВЕТ: Я полностью нахожусь на платформе марксизма-ленинизма и не предлагаю подмену. Мы считаем, что идеи Рериха представляют практический интерес и использовать их для пользы дела есть смысл. Учение Рериха содержит элементы психо-культуры и техники труда, роль стрессов:

Стенин В.М. Имели ли Вы право как коммунист заниматься пропагандой "Живой этики" и подписывать такой документ?

ОТВЕТ: Мы составили обращение, вышли с предложением, а не пропагандировали.

Комаров В.С. Каким образом космос воздействует на революции?

ОТВЕТ: Влияние космоса на многие явления на земле наука не отрицает. Например, активность солнца влияет на эпидемии.

Черников А.А. Какую цель преследовала ваша организация?

ОТВЕТ: У нас организации не было, мы не имели не устава, ни программы. Были дружны, нас связывало увлечение Рерихом, единство интересов, иногда ходили друг к другу в гости по-семейному.

Скляр В.Ф.** Вы прямо скажите, какова ваша платформа. Или у вас новая философия?

ОТВЕТ: Стою на платформе марксизма-ленинизма.

 

ВЫСТУПЛЕНИЯ:

Скляр В.Ф. Вы говорите одно, а подписали совсем другое. Считаете себя гениями. Считаете, что только вы и можете все понять. Считаю, что т. Калинину И.А. не место в партии.

Комаров В.С. Эта группа опиралась на Рериха, а сама занималась настоящей диверсией. Наивно объяснять такое поведение нельзя. Я за исключение из партии.

Черников А.А. Мы долго занимались Игорем Алексеевичем. Пытались разобраться в его заблуждениях. Но он упорно отстаивает свои убеждения. Можно сделать вывод, что он оторвался от коллектива и партии. Считаю, что ему не место в партии.

Колдышева Л.К. Тов. Калинин И.А. явно заблудился. Увлекшись Рерихом и его философией, потерял способность критически мыслить. Возникла путаница в его сознании: не отрицает марксизм-ленинизм, но отстаивает жизненность "Живой этики". Но твердо стоять на двух взаимоисключающих друг друга идеологиях невозможно. Калинину И.А. была дана возможность разобраться в своих заблуждениях, но этого не произошло, и финал горький. Человек, отошедший от марксистско-ленинских позиций, не может быть членом партии. Я за исключение.

 

ПОСТАНОВИЛИ:

1. За нарушение Устава партии, выразившееся в отходе от марксистско-ленинской теории, члена КПСС т.Калинина И.А. из рядов КПСС исключить.

2. Характеристику на Калинина И.А. утвердить.

 

Голосовали единогласно.


*Монтажно-строительное управление — одно из подразделений треста "Химэлектромонтаж".

** Начальник МСУ-70.


2) Из протокола партийного собрания МСУ-70 от 14 февраля 1979 г.

О факте участия коммуниста Калинина И.А. в инициативной группе, пропагандирующей теорию "Живая этика".

СЛУШАЛИ:

Колдышеву Л.К, секретаря партийной организации. Доложила о факте участия т.Калинина И.А. в инициативной группе, пропагандирующей теорию "Живой этики", и ознакомила с кратким содержанием теории и заключением ученых-философов.

 

Вопрос к секретарю партийной организации Колдышевой Л.К.

Липов В.Н. На чье имя был адресован этот документ? Это официально?

ОТВЕТ: Этот документ был изъят у одного из членов этой группы. Предназначался для партийных органов, — со слов т.Калинина.

 

Больше вопросов к т. Колдышевой Л.К. не было.

 

Слушали Калинина И.А. Рассказал о некоторых проблемах, затрагивающихся в теории "Живая этика", о своем интересе к этим проблемам.

 

ВОПРОСЫ К КАЛИНИНУ И.А.:

Бабушкин Ю.В. В чем суть и отличие "Живой этики" от общепризнанной марксистско-ленинской теории?

ОТВЕТ: Марксистско-ленинское учение рассчитано на века. Это фундаментальная теория, а этика на сегодняшний день — психокультура, гигиена. Вот это мы и предлагаем.

Комаров В.С. "Живая этика" из чего она основана, на какую философию опирается?

ОТВЕТ: Основана на учении Рериха.

Благиня Ф.В. Тов. Калинин, тебе понятна обстановка в этом зале, хотелось бы услышать твое заявление и твою позицию.

ОТВЕТ: Цель записки, которую зачитала Колдышева Л.К., — не делать ревизии, а с чисто хороших побуждений, и я прошу, чтобы меня не исключали из рядов КПСС.

Захир С.М. Где вы встречались?

ОТВЕТ: В гостях у друзей (друг у друга) встречались семьями. Высказывали свои соображения, а потом все обобщалось.

Карпов А.А. Давно ли это течение организовано? И был ли у вас Устав?

ОТВЕТ: Это течение существует 10 лет, с тех пор как знаю Рериха. Устава, членства не было.

Комаров В.С. Почему не сослались в документе ни на одну организацию Советского Союза?

ОТВЕТ: Изучением психической энергии никто не занимался. Цель — использовать их опыт.

Комаров В.С. Почему бы не использовать опыт по генетике?

ОТВЕТ: Вопрос генетики не пересекается с этим.

Благиня Ф.В. Вы за свою теорию или у Вас другое мнение?

ОТВЕТ: Ответа не последовало.

Неживой Н.А. Я не знаю, в чем это учение. Ведь вы не сами создали это общество, вы куда-то обращались за помощью? Ты сам понимаешь ошибочность этой теории или заботишься о развитии этой теории?

ОТВЕТ: Ответа не последовало.

Комаров В.С. С раннего увлечения системой йогов кто-нибудь перешел к вам в организацию?

ОТВЕТ: Не многие.

Корнышева М.И. С какого года начал заниматься в группе "Живая этика"?

ОТВЕТ: С 1970 г.

Серов В.В. Нам прочитали записку. Ты согласен со всем? Ты ведь подписался?

ОТВЕТ: Много у этой теории есть ошибок.

Черноусов А.С. Вы за основу в своей деятельности взяли материалы "Живой этики" или склонны ближе к религии?

ОТВЕТ: Рерих сам возражал против религии. Я сам материалист и тоже против религии.

Воронин Г.Д. Ты материалист, изучал марксистско-ленинскую философию. Как ты подписался под письмом "энергия солнечного луча разумна"?

ОТВЕТ: Это моя ошибка. С этим я согласен. Здесь неправильная формулировка. Я материалист и стою на этой позиции.

Стенин В.М. О каком тупике идет речь, что человека надо откуда-то выводить?

ОТВЕТ: Еще раз признаю все позиции марксистско-ленинской теории, верю в победу коммунизма.

Захир С.М. Относительно загрязнения воздуха — о каких психологических отбросах шла речь в записке?

ОТВЕТ: Когда человек нервничает, то происходит сгорание клеток, образуются отходы, шлаки.

Комаров В.С. Почему выбраны Москва, Новосибирск. Алтайский край?

ОТВЕТ: Это зоны экологической чистоты.

Воронин Г.Д. Чьи идеологи рекомендовали вам теорию?

ОТВЕТ: Наши советские, в Академгородке было совещание.

Неживой Н.А. Были ли ученые в вашей группе?

ОТВЕТ: Один из подписавших — кандидат биологических наук*.

Карпов А.А. Были ли в вашей группе члены КПСС и сколько человек?

ОТВЕТ: Да, еще два члена КПСС. Подписали шесть человек.

Неживой Н.А. В записке идет речь о психической энергии, о строительстве института. А сколько вас человек?

ОТВЕТ: Есть группа высокоморальная, которая занимается этим вопросом.

Петров А.Л. Каким образом распределена энергия в космосе?

ОТВЕТ: Затрудняюсь ответить.

Корнышева М.И. Сколько человек у вас всего?

ОТВЕТ: Группа "Живой этики" насчитывает около 20 человек.

Захир С.М. С другими городами у вас есть связь?

ОТВЕТ: В 1974 г. было чтение Рериха, но я с ним не знаком, связь имею только с Москвой.

Скляр В.Ф. Если вам была практическая польза, зачем вы лезли в теорию?

ОТВЕТ: Цель моя — разобраться. Я считаю, что там есть много хорошего.

Неживой Н.А. Как ты относишься к этому ответу ученых на эту записку.

ОТВЕТ: Считаю, ученые отнеслись категорично. К этой записке привязывать религию нельзя!

 

ВЫСТУПИЛИ:

Черников А.А., зам. секретаря партийной организации. Собрались мы здесь на необычное собрание, где решается судьба нашего члена КПСС. Встречались на бюро с Калининым И.А. Беседовали с т. Калининым, но искренности нет, не видно. Игнорировали они партийные органы. Ведь 10 лет он занимался картинами Рериха, а ведь это идеалистическая идеология — религия. Почему же Калинин не пришел к нам в коллектив? Он не счел нужным, а те люди ближе к нему. А ведь наши идеи неприемлемы для них. Предлагаю за отступление от Устава КПСС, от нашей Программы исключить т. Калинина И.А. из рядов КПСС.

Корнышева М.И. В 1970-71 г. я давала рекомендацию т. Калинину И.А. В 1962-64 гг. он учился в техникуме, окончил и работал в ОГМ. Был хорошим спокойным парнем. О том, что он "заблудился" где-то идти на поводу у богомолов — даже в мыслях не было. Отец Игоря — бывший работник контрразведки, фронтовик, секретарь партийной организации, работал начальником ОК. За 17 лет работы в МСУ я дала рекомендации человекам двадцати, но в семье не без уродов. Окончив институт, Игорь ушел работать на участок No. 5. На участке, очевидно, знали об этой группе. Ведь Калинин И.А. грамотный, молодой коммунист, мог еще принести что-то для партии. Я согласна с предложением Черникова А.А. Ведь никакой искренности, никакой принципиальности. Ведь 9 лет он ходил к нам на собрания и в то же время в группу "Живой этики" как двурушник.

Скляр В.Ф. С такой повесткой дня в нашей партийной организации собраний еще не было, Считаю, что это первое и последнее собрание. Мы прослушали записку о теории "Живой этики" и чувствуется якобы рациональное зерно. Это равносильно тому, как китайские коммунисты говорят, что мы за Ленина, так и здесь. С т. Калининым на партийном собрании была беседа, задавали вопросы, в том числе и был вопрос: "На какой платформе ты стоишь"? Ответ был: "Я за марксизм-ленинизм и за "Живую этику", а другого ответа мы так и не услышали. Он не говорит о своих ошибках, только говорит о неправильно сформулированных фразах. Ведь у них нет ни единого специалиста. Можно ставить свое слово в науке, но не лезь туда, чего не знаешь! Институт психической энергии — дайте 200 млн. руб. и они обеспечат благосостояние народа. Все это ложь. "Разум, знание и красота человека" — это красивые слова. Товарищ заблудился, а теперь выпутаться не может. Если он за ту и за другую теорию, то этот человек может всегда предать. Считаю, что т. Калинин И.А. не может оставаться в рядах членов КПСС.

Калинин И.А. Осознаю свою вину — прошу партийную организацию оставить меня в рядах членов КПСС.

 

Постановили:

1. За нарушение Устава КПСС, выразившееся в отходе от марксистско-ленинской теории коммуниста т. Калинина И.А. из рядов КПСС исключить.

2. Партийное бюро обратить внимание на факт участия коммуниста партийной организации т. Калинина И.А. в пропаганде чуждой марксизму-ленинизму философии "Живой этики", усилить идеологическую работу в партийной организации.

3. Заслушать на партийном бюро состояние воспитательной работы в партийных группах. Наметить мероприятия по устранению намеченных недостатков.

 

Голосовали

"за" — 67 чел.

"против" — 4 чел.

"воздержались" — 2 чел.


*Видимо, имеется в виду А.Н.Дмитриев — в то время кандидат геолого-минералогических наук.


3) Из протокола заседания парткома треста "Химэлектромонтаж"* от 15 февраля 1979 г.

СЛУШАЛИ:

"О факте участия коммуниста Калинина И.А. в инициативной группе по пропаганде философии "Живая этика"

Докладывал т. Шикалов В.В., зам. секретаря парткома. В работу группы по философии "Живая этика" т. Калинин включился в 1970 г. В самом начале ее деятельность была направлена на изучение произведений и живописи семьи Рерих. Впоследствии, взяв за основу философию "Живой этики", группа разработала записку "О проблеме создания культурно-научного центра в развитие идей Н.К. и Е.И.Рерих". С содержанием записки члены парткома знакомы. Используя Рериха как художника-живописца, группа пыталась пропагандировать свои идеалистические взгляды, религиозные предрассудки. Вина коммуниста очевидна, тем более он признал свои заблуждения. Но за это ответственность должны нести также и руководитель участка, Управления и партийного бюро. Дело в том, что, что воспитательная работа в Управлении стала ухудшаться, увеличилось количество прогулов, мало обращается внимания на атеистическую, правовую пропаганду и военно-патриотическое воспитание.

Вопросов к докладчику не последовало.

 

Предоставлено слово для объяснения т. Калинину И.А. Рерих близок, интересен как художник для многих. Я, например, интересуюсь его творчеством с 1970 г. Записку мы разработали для того, чтобы сохранить его наследие. В записке много было изложено полезного, а те негативные стороны, о которых я узнал, были моей ошибкой. Всего было размножено 10 экземпляров, 1 экземпляр остался у нас, остальные направлены в партийные органы.

 

ВОПРОСЫ:

Добрин А.Я. На каком основании вы считаете, что труды Рериха хранятся в неудовлетворительном состоянии?

ОТВЕТ: Они хранятся в Индии, а хотелось бы, чтобы они попали к законному владельцу.

Кузьменко Г.А. Как появился или сформировался в Вас интерес к Рериху?

ОТВЕТ: Я давно им интересовался. Был на собрании в Академгородке, посвященном 100-летию со дня рождения Рериха.

Шикалов В.В. Что вы подразумеваете под словом "антигруппы"?

ОТВЕТ: Я понял теперь, что это ошибка в записке.

Румянцев А.Ф. Что вы подразумеваете под "грандиозной программой оздоровления жизни на Планете Земля во имя Истины, Знания и Красоты"? Разве Программа партии этого не предусматривает?

ОТВЕТ: Да! Теперь бы я с других позиций рассматривал этот вопрос и совершенно иначе бы сформулировал.

Парамыгин А.И. Почему Вы считаете, что культурный центр надо создавать на Алтае, в Новосибирске, Москве?

ОТВЕТ: Потому что в этих районах больше выделяется озона.

Крайников А.Ф. Что за кризис вы усматриваете в своей записке?

ОТВЕТ: Это была также моя ошибка, за что я расплачиваюсь. Однако я твердо стою на марксистских позициях.

 

ВЫСТУПИЛИ:

Стенин В.М., начальник 5-го участка МСУ-70. После окончания политехникума Калинин работал в группе метролога, затем после окончания института в 1976 г. был направлен к нам инженером-наладчиком. Все работы выполнял добросовестно, у нас и мысли не было, чтобы он зашел так далеко. Я считаю, что мы плохо знаем своих людей, недостаточно еще работаем с ними.

ВОПРОС: Признаете ли Вы, как руководитель участка, что в произошедшем есть Ваша вина?

ОТВЕТ: Конечно.

Колдышева Л.К., секретарь партбюро МСУ-70. Большая наша вина в том, что Калинин оказался на этом пути. Формально проводили некоторые мероприятия, плохо была поставлена индивидуальная работа, не дошли до каждого человека. Партийная организация за отход от позиций марксистко-ленинской теории исключила Калинина из партии, но мы в ближайшее время составим мероприятия по качественному улучшению работы с людьми, в феврале рассмотрим на собрании специально состояние воспитательной работы в коллективе 5-го участка и сделаем выводы, определим меры наказания руководству и партгрупоргу.

Кузьменко Г.А., член парткома. Слишком много времени потрачено на изучение этой истории. Но надо сказать, что для коммунистов это непростительно. У нас есть Программа и Устав КПСС, нарушать их никому не дано права, а если отступил от их требований, значит таким коммунистам не место в партии, а о наказании руководителей предлагаю поговорить после определения наказания т. Калинина.

Парамыгин А.И., член парткома. Тов. Калинин родился в послевоенное время, когда уже были созданы в стране все условия для развития всесторонней гармонической личности. Партия и государство предоставили ему получить два диплома о средне-техническом и высшем образовании, постоянную заботу проявляли о нем в коллективе, предоставив возможность закончить дневной институт. Я не думаю, что все это было напрасно сделано, советую только т. Калинину порвать с этой группой, пересмотреть свои идеалистические взгляды. Что касается решения партсобрания, то я с ним полностью согласен.

Добрин А.А., член парткома. Ответы и объяснения т. Калинина были нечеткими и полагаю, что он еще не до конца прочувствовал свои промахи, заблуждения, поэтому надо с решением партсобрания согласиться.

Румянцев А.Ф., секретарь парткома. Действительно, надолго останется в памяти нашей партийной организации этот чрезвычайный случай. Факт, когда коммунист т. Калинин нарушил требования Устава и Программы КПСС, скатившись на позиции идеалистических взглядов и религиозных предрассудков, остается неоспоримым. К тому же во многом сам т. Калинин признался.

В чем же причины все-таки? Дело в том, что ни руководство, ни партбюро недооценивали роль и значение работы по воспитанию людей. Ведь знали раньше о том, что т. Калинин уклоняется от прямого контакта с товарищами по работе, безинициативен, необщителен, по пути следования на работу и с работы всегда спит, обедал всегда в кафе вместо рабочей столовой, и никого это не интересовало. Никто его не вызывал на откровенный товарищеский разговор.

За общими мероприятиями теряется конкретная работа с людьми, не изучается их быт, духовный мир, увлечения, интересы. В итоге коммунист с идеалистическими представлениями на жизнь оказался избранным заместителем партгрупорга. Это также характеристика очень низкого уровня работы по подбору и расстановке кадров.

Что касается т. Калинина, то ему пожелания — свои действия и все услышанное внимательно проанализировать, сделать правильные выводы. Советую ему пересмотреть свои взгляды, честно и добросовестно потрудиться, принимать активное участие в общественной жизни, то есть действовать на основе принципов морального кодекса строителей коммунизма. Вы должны понять, что нам вовсе не безразлично, каким путем Вы пойдете.

 

Калинин И.А. Спасибо за советы и рекомендации, заблуждения и ошибки я повторять не буду.

 

ПОСТАНОВИЛИ:

1. За серьезные недостатки, выразившиеся в нарушении Программа и Устава КПСС, коммуниста Калинина И.А. из членов КПСС исключить.
2. За ослабление внимания к воспитательной работе с кадрами начальнику МСУ-70 тов. Скляр В.Ф. объявить выговор.
3. Принять к сведению заявление секретаря партбюро тов. Колдышевой Л.К. о том, что в ближайшее время будет детально изучено состояние организаторской и воспитательной работы на участке No. 5 и сделаны соответствующие принципиальные выводы, при этом указать тов. Колдышевой Л.К. на ослабление внимания к организационно-партийной и идеологической работе, подбору и расстановке партийного актива.
4. Указать коммунистам тт. Чечулину А.А., Козину Г.А., Корнышевой М.И., давшим рекомендации в партию, за ослабление контроля по выполнению Устава КПСС т. Калининым.
5. Обязать руководство партбюро предприятия активизировать работу по формированию у коммунистов и всех трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения, глубокой убежденности, принципиальности в оценке результатов общественной и производственной деятельности.
В повседневной воспитательной работе шире использовать идеологические оперативки, встречи руководства с трудящимися на производственных участках по идейно-политическим вопросам, лекционную пропаганду, политическое информирование трудящихся, стенную печать, организовать работу по подбору, расстановке и воспитанию кадров, повысить ответственность рекомендующих за воспитание молодых коммунистов.

*Это крупнейшее предприятие новосибирского ВПК действовало в системе Министерства среднего машиностроения и занималась монтажом оборудования на объектах атомной промышленности.


4) Из протокола заседания бюро Дзержинского райкома КПСС от 6 марта 1979 г.

Персональное дело т. Калинина И.А.

Калинин Игорь Алексеевич, 1947 года рождения, член КПСС с июня 1971 г., партбилет No 08197145 (на руках), русский, рабочий, образование высшее, состоял в ВЛКСМ с 1962 по 1970 г., работает инженером-наладчиком треста "Химэлектромонтаж". Партийных взысканий не имеет.

Партийная организация МСУ-70 14.02.79 г. и партком треста "Химэлектромонтаж" 15.02.79 г. Исклюючили т. Калинина И.А. из членов КПСС за нарушение Устава КПСС, выразившееся в отходе от марксистко-ленинской теории.

Суть дела: В 1970 г. т. Калинин И.А. вошел в состав инициативной группы, деятельность которой первоначально была направлена на изучение и пропаганду творчества художников Н.К. и Е.И. Рерих. Позднее группа стала изучать и пропагандировать философские взгляды Рериха под общим названием "Живая этика". Группа разработала Записку "О проблеме создания культурно-научного центра в развитие идей Н.К. и Е.И. Рерих", являющейся по сути дела программой деятельности этой группы.

В данной записке марксистско-ленинское учение о классовой борьбе и путях построения бесклассового общества подменяется теорией противоборства психических энергий, а также утверждается, что господствует над людьми и руководит их поступками так называемая "Всеначальная энергия" космического происхождения и неподвластная людям.

Группа предлагает в течение 10 лет соорудить культурно-научный центр им. Н.К. и Е.И. Рерих, состоящий из ряда институтов, лабораторий и культурных учреждений, предполагаемой сметной стоимостью 200 млн руб., и считает необхоимым установить тесную связь с буддийскими общинами, мусульманскими школами, отдельными ашрамами и т.д.

Подписавшись под данной Запиской, Калинин И.А. тем самым заявил об отходе от марксизма-ленинизма, что не совместимо с пребыванием в рядах Коммунистической партии. Поэтому партийная организация треста "Химэлектромонтаж" справедливо исключила его из членов КПСС.

Однако после обсуждения поступка Калинина в партийной организации и неоднократных личных бесед с ним комммунистов, он написал заявление на имя райкома КПСС, в котором признает идеологические отклонения записки от марксизма-ленинзма, а также заявляет, что безотлагательно возьмется за глубокое изучение философских произведений Маркса, Энгельса, Ленина и просит оставить его в партии.

Дело поступило в райком КПСС 1 марта 1979 г.

Во изменение решения парткома треста "Химэлектромонтаж" от 15 февраля 1979 г. объявить члену КПСС т. Калинину Игорю Алексеевичу строгий выговор с занесением в учетную карточку.

 

ГАНО, ф. П-44, on. 23, д. 4, л. 126.


Перейти к оглавлению