(с) 2004 А.Н. Дмитриев, ОИГГиМ СО РАН, (с) 2005 (интернет-публикация) СНК "Пульс Будущего". При иcпользовании данного материала ссылка обязательна. http://pulse.webservis.ru/ANDmitriev/Articles/Yanshin-SocApokrif/ |
Мое взаимодействие с Александром Леонидовичем было длительным и строго тематическим. Встречи были редкими, кабинетными и лишь один раз у них в коттедже. Конечно, почти всегда наши беседы выплескивались за пределы конкретного вопроса в область возникновения и формирования мировоззренческих картин. Прощаясь, часто он считал полезным дать мне свое напутствие: "Алексей Николаевич, старайтесь не забывать социальные рамки мира, в котором мы живем".
Две взаимосвязанные темы были основополагающими для наших бесед: первая это проблемы глобальной экологии, вторая проблема научно-философского содержания творческого наследия семьи Рерихов.
По первой проблеме, как правило, он выслушивал мои сообщения по закрытым на то время сведениям отклика геолого-геофизической среды на энергоемкие процессы: ракетные пуски, ядерные подземные взрывы, накачка
Что касается второй проблемы, то в 90-х годах прошедшего века она была сформулирована как "вопрос наследия Рерихов". Однако до этого в конце 1960 начале 1970-х годов в Сибирском отделении зрел совершенно иной научно-ориентированный и по возможности обоснованный сценарий. Прежде чем возник "открытый вариант рериховского движения" в новосибирском Академгородке, существовал латентный период знакомства и постижения основ "Живой Этики". Еще осенью 1967 года, после ознакомительных бесед с Александром Леонидовичем Яншиным и Андреем Алексеевичем Трофимуком, мною было составлено письмо в Ригу в республиканскую библиотеку города с просьбой прислать "полное собрание томов Агни-Йоги" с целью их научного применения. Письмо ушло за подписью первого заместителя Председателя СО АН СССР академика А.А.Трофимука.
Через две недели в ИГиГ СО АН пришла полная фильмокопия всех 12 томов Агни-Йоги. А еще через месяц я показал фотокопии отдельных томов А.А.Трофимуку. Так в Академгородке начался скрытый период вхождения в идеи и смыслы "науки нового витка" Агни-Йоги.
Уже в первой половине 1970-х годов научный аспект Агни-Йоги становится осевой частью работы по восстановлению функции Института Урусвати в долине Кулу. Причем это восстановление мыслилось в виде создания общей программы исследований как для Кулу, так и для подразделений СО АН. Параллельно шла работа по проблемам более доступного направления, например, "Н.К.Рерих художник и общественный деятель". Но это направление планировалось и осуществлялось гуманитариями: философами, искусствоведами, литературоведами, историками, общественными организациями Новосибирска, Алтайского края и других городов Сибири.
"Мы будем опираться на глубокие познавательные возможности работ Елены Ивановны", так меня ориентировал Александр Леонидович в одной из бесед весной 1974 года. Дело в том, что это год столетия со дня рождения Николая Константиновича, и в моей деловой поездке в Москву был пункт участия в мероприятиях, посвященных этой дате. Незадолго до вылета в Москву, я получил подробные сведения о "празднествах по поводу юбилея Н.К.Рериха в Москве" от своего друга Всеволода Семенцова, бывшего аспиранта Ю.Н.Рериха. К этому времени он уже работал в Институте востоковедения АН СССР и был в курсе программы мероприятий как личный переводчик при Святославе Николаевиче и его супруге.
В этот приезд с помощью и участием В.Семенцова состоялась и моя встреча и беседа со Святославом Николаевичем и Девикой Рани в одном из номеров гостиницы "Советская". В этой беседе я довольно подробно изложил суть готовящейся программы "научного подхода в понимании и применении Агни-Йоги". Рассказал о планах возобновления работ в Институте Урусвати с паритетным участием подразделений Сибирского отделения АН СССР. Святослава Николаевича сильно интересовали вопросы Горного Алтая и "состояния мест, где матушка много трудилась и писала". Я обрисовал обстановку и рассказал о наблюдавшихся нами свечениях над хребтами в Уймонской долине. Святослав Николаевич живо откликнулся на эти факты: "У матушки все еще неизвестными остаются около 150 толстых тетрадей, где описаны многие геофизические явления в Гималаях". В заключение беседы С.Н.Рерих пожелал "удачи и сил в решении таких задач, которые важны для всего человечества, для общего блага". Были оговорены вопросы связи и последовательности "в научных шагах постижения Учения Огня". Получив в подарок от Девики Рани красную гвоздику, я распрощался и, как оказалось, в физическом плане навсегда.
Об этой встрече в нескольких беседах я рассказал сначала Андрею Алексеевичу, а потом уже подробнее и Александру Леонидовичу. Как более опытный и осведомленный А.Л.Яншин с большой осторожностью рассматривал очередные шаги по связи с Институтом Урусвати: "За социальную основу развития программы советско-индийского научного сотрудничества надо взять совместную советско-индийскую декларацию от 29 ноября 1973 года". Зимой 1975 года с одобрения Михаила Михайловича Лаврентьева были составлены проекты писем С.Н.Рериху и премьер-министру Индии Индире Ганди. Летом, после небольшой правки и редакции, письма были оформлены и переправлены по стандартным на то время каналам. "Молчание Москвы" было однозначным и красноречивым. "Система не готова" так коротко мне объяснил причину молчания Александр Леонидович. И мы решили проявлять активность и инициативу "по разрешенным линиям".
Еще в 1974 году на "доме Атаманова" в селе Верхний Уймон Усть-Коксинского района Горно-Алтайской АО была открыта мемориальная доска с барельефом Н.К.Рериха в честь пребывания его экспедиции на Алтае. Набирала обороты просветительская программа гуманитарного направления. Научно-исследовательская же программа по Агни-Йоге, куда входили проблемы "состояния Природы" и "приближения Эпохи Огня", явно (и скрытно) начала уходить на второй план, в "далекое будущее".
Однако с течением времени, по мере исследования геолого-геофизической среды Горного Алтая и вхождения в научные контексты Агни-Йоги становилось понятным все более ясно, что "надо строить новый музей Н.К. и Е.И. Рерихов с научно-исследовательским наполнением". Принятие решения снизу (со стороны инициативной научной молодежи Академгородка) было одобрено и А.А.Трофимуком, и А.Л.Яншиным. Более того, Александр Леонидович "взял на контроль" состояние дел по строительству музея в Верхнем Уймоне.
Несмотря на организационные и идеологические разногласия с "гуманитариями, более напористые и практичные "геологи" начали новую стройку музея Н. К. и Е. И. Рерихов на собственный страх и риск и на деньги вскладчину. Этот напор и целеустремленность строителей были замечены и поддержаны сельским Советом Верхнего Уймона, администрацией Усть-Коксинского района и областного комитета КПСС, впоследствии выделившим деньги на строительство дома-музея. А решение в пользу строительства дома-музея было принято с учетом письма, подписанного Александром Леонидовичем в адрес первого секретаря ОК КПСС Горно-Алтайской АО Николая Семеновича Лазебного.
Из содержания письма явно следует его нацеленность на административное содействие инициативной группы сотрудников Института геологии и геофизики СО АН СССР, исследующих геологию и природу Горного Алтая для задач просвещения и развития научных интересов Н. К. Рериха. Имя Елены Ивановны было сознательно упущено для "улучшения проходимости письма" <...>.
Много перипетий еще пришлось пережить участникам этой эпопеи. ...И только 27 февраля 2004 г. в с. Верхний Уймон состоялась презентация Государственного музея-заповедника им. Н.К. и Е.И. Рерихов.
*Если Вы испытываете проблемы при скачивании, просмотре и т.п. посмотрите ответы на наиболее частые технические проблемы.
**Тут справка по формату DJVU.
Опубликовано:Дмитриев А.Н.,
Яншин в сценарии социального "апокрифа",
в сб. Ваш А. Яншин, Серия "Наука Сибири в лицах", 2004.